Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Путешествие картошки»

Шейко Ольга Валентиновна, методист ГУО "Слуцкий ЦДТ", Беларусь
Описание: игровая программа «Путешествие картошки» предназначена для учащихся 8-12 лет. Может быть использована в работе классного руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателя детского лагеря. Количество участников 20-30 человек.
Цель – организация интересного и содержательного досуга детей
Задачи:
- развивать познавательные интересы, творческую активность;
- развивать координацию, ловкость;
- воспитывать чувство товарищества и сплоченности.
Оборудование: клубни картофеля 22 шт., 2 тканевых мешочка, 2 ножа, 2 стула, 2 игрушечных грузовика.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я хочу рассказать вам интересную историю. Дело было в огороде. Прилетел скворец, сел на грядку и давай хвалиться перед картошкой. «Эх, ты, – говорит, – лежебока! Все бы тебе в земле сиднем сидеть. Ничего-то ты не видела, ничего-то ты не слышала. А я вот полсвета облетел. Где только не гостил! И в Индии, и в Африке, и на Средиземном море!» Сильно обиделась на эти слова картошка. «Эко диво, – отвечает, – вот в Южной Америке ты, скворец, гостил? Нет! А я родом оттуда». И рассказала картошка такую историю.
Случилось это в Южной Америке около 500 лет назад. Отряд испанского путешественника, первооткрывателя Христофора Колумба шел по густым джунглям и набрел на индейскую деревушку. Стали искать незваные гости, чем бы поживиться, чего бы поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие-то клубни, попробовали. Новая еда им настолько понравилась, что даже с собой на родину мешок клубней прихватили. Из Испании клубни вскоре попали в Италию, Францию, затем разбежались по всему миру.
«Вот так вот, скворушка, и я путешественница – хоть куда, – сказала напоследок картошка. Ну, что берешь свои слова назад? Лежебока я или, может быть, наоборот, странница превеликая?» (по Г. Юрмину «Дело было в огороде»).
А скворца и след простыл. Улетел скворец – тут и сказке конец.
А мы с вами займемся посадкой картофеля.

Белорусская народная игра «Посадка картошки»

Создаются две команды по пять человек. Первым стоит капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой команды начерчены по пять кругов. По сигналу капитаны бегут к кругам и сажают картошку по одной в каждый круг – лунку, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.д.
Ведущий: В Европе не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. Пробовали есть плоды, то есть ягоды, они оказались ядовитыми. Тогда стали выращивать картофель как декоративное растение. Кусты картофеля украшали клумбы в садах богатых людей.

Игра «Где мы были – мы не скажем»

Одна команда стоит напротив второй и задает вопрос:
Где вы были? Что вы делали?
Вторая команда отвечает:
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем.
После чего игроки показывают, чем они занимались на картофельном поле: сажали, пололи, поливали и т.д. Соперники должны угадать это действие. Затем команды меняются ролями.
Ведущий: В старые добрые времена ни один сельский праздник не обходился без картофельных состязаний, а кое-где они и поныне популярны. Теперь уже картошка для нас и для всех народов Европы стала вторым хлебом.

Аукцион блюд из картофеля

Команды по очереди называют блюда из картофеля. Побеждает команда, которая последней назовет блюдо.Участвуют по одному человеку от каждой команды. Ребятам необходимо почистить картофель. Побеждает тот, у кого в процессе чистки окажется самая длинная кожура.
Ведущий: А знаете ли вы, из чего состоит картошка? Из крахмала. Поэтому картофель используют для приготовления специального экологически чистого клея для наклеивания марок. Также из картофеля получают глюкозу, фруктовый сахар. Поэтому картошка нужна и медикам, и кондитерам.

Эстафета «Не урони»

Команды строятся в колонну. Задание – провезти картофелину в игрушечной машинке по дистанции.

Игра «Склад»

На расстоянии десяти шагов от линии старта установлены два стула – это склад. Участвуют по одному представителю от команды. Ребята должны с завязанными глазами перенести 10 картофелин от линии старта на склад, беря каждый раз по одному клубню. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не перепутав стулья и не растеряв картофель.
Ведущий: Ребята, наша игра подошла к концу. Надеюсь, сегодня вы узнали много нового и интересного и просто весело и увлекательно провели время.
Подведение итогов. Награждение победителей.

Сценарий праздника урожая

"Картофельная вечеринка"

Цели: - выяснить знания учащихся о картофеле;
- развивать чувства сострадания, соучастия,
коллективизма;
Воспитывать разносторонне развитую личность.
Оборудование: аппаратура, пакеты под картофель, песня
"Антошка".
Призы: чипсы, большая пачка и четыре маленьких,
Грамота "Самый щедрый класс", картофель.

Ход праздника:

Осень : Всем, всем добрый вечер! Мы рады приветствовать вас на школьной вечеринке для 5, 6,7 и 8 классов под названием "Картофельная дискотека".
Картошка :

На дворе у нас золотая осень, пора урожаев. Картофель - это самый главный овощ на нашем столе в любое время года. Его по праву можно назвать королём овощей. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,

Честь мундира берегу - служу людям как могу.
А любите ли вы картофель? (Да)
Осень : Сегодня мы собрались с вами, чтобы не только потанцевать, послушать музыку и отдохнуть, но и поиграть и посостязаться.
Картошка: Я надеюсь, что здесь собрались не только любители картофеля, но и знатоки, которые знают всё обо мне. В конце дискотеки мы подведём итоги конкурса "Самый щедрый класс", это класс, который принёс больше всех картофеля. Он получит приз.
Осень: Главной фразой нашего вечера будут слова "А я люблю картошку!" Если я скажу слова: "Жизнь хороша, и жить хорошо", то вы все вместе громко кричите: "А я люблю картошку". Давайте попробуем. Ещё раз дружнее.
Картошка: А теперь позвольте мне представить членов жюри. (представление жюри)

Затем Осень раздает ребятам два вида карточек, одни с изображением кленового листа, другие с изображением дубового.

Осень:

Ребята, у всех вас есть карточки. На них разные изображения: на одних кленовые, на других - дубовые листья. По этим изображениям вы и разделитесь на команды. Те ребята, у кого карточки с кленовыми листьями, станьте с правой стороны, а у кого дубовые - с левой.

Ребята разбиваются на две команды.

Осень:

Теперь, когда вы разбились на команды, вам дается одна минута на то, чтобы придумать название своей команды и выбрать капитана. Время пошло!

Дети по окончании минуты говорят название команды и

представляют своего капитана.

Картошка:

Теперь каждая команда имеет название и капитана. И, наконец, можно начинать наше соревнование. Но перед тем, как начать, хочу напомнить жюри, что во всех наших конкурсах выигравшая команда получает 1 балл. Итак, первый конкурс.

Конкурс загадок .

1 Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (Рябина)

2 Меня частенько просят, -ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут (Дождь)

3 Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)

4 Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

5 А на этой грядке выросли загадки,

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидор)

6 Скинули у Егорушки золотые пёрышки,

Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

Осень: А сейчас следующий конкурс.

Каждая команда получит слова, из которых нужно составить известную пословицу. Какая команда быстрее и правильнее составит пословицу - та и победит в этом конкурсе (Осень раздает одной команде карточки со словами: осень, весна, цветами, красна, а, пирогами. Другой команде со словами: осенью, что, припасешь, весне, к, береги).

(Пословицы:

1.Весна красна цветами, а осень - пирогами.

2.Что припасешь осенью - береги к весне.)

Картошка: Пока ребята составляют пословицу, мы проверим ваши знания о картофеле.

Игра со зрителями
1. Где Родина картофеля? (Америка)
2. Кто завёз картофель в Европу? (Колумб)
3. Кто завёз картофель в Россию? (Пётр 1)
4. Что такое картофельный бунт? (крестьяне отказывались выращивать картофель)
5. Для чего выращивали в Петровские времена картофель? (для украшения на одежду)
6. Почему крестьяне отказывались выращивать картофель? (ягодами люди травились, а животные не ели ботву, народ не знал, что корнеплод нужно употреблять в пищу)
7. Как добились быстрого распространения картофеля? (поставили на поля охрану, а на ночь убирали, а народ ночью воровал и рассаживал.)
За каждый правильный ответ 1 картошка.
Для лучших знатоков истории о картофеле звучит следующая песня.
Осень: Ребята, неправда ли, что "жизнь хороша, и жить хорошо"?
- А я люблю картошку.

А сейчас новое задание. Поскольку у нас равное количество ребят в командах, я прошу обе команды построиться в линии. Нужно от первого участника к последнему передать яблоко подбородком, без помощи рук. Какая команда справится быстрее, та и победила.

Картошка: Молодцы, ребята! Видите, как можно весело собирать урожай.

А теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Многие подготовили сегодня красивые, интересные поделки на осеннюю тему. И сейчас все мы посмотрим, какие вы талантливые. А жюри выберет лучших. Обратите внимание, что это задание вне конкурса, и победители получат призы. А пока жюри выбирает лучшие работы, слово предоставляется заведующей пришкольным участком Пупышевой Ольге Юрьевне, которая расскажет нам о результатах работы на нашем участке.

Осень: Ребята, пробовали вы когда-нибудь составлять букеты?

Сейчас вам будет предоставлена возможность попробовать себя в искусстве составления букета. Прошу капитанов выбрать по два участника из команды.

Участникам дается материал для составления букета и ваза.

Осень:

Этот конкурс не на быстроту, а на качество, жюри выберет более красивый букет, так что не торопитесь, старайтесь.

Когда букеты готовы, Осень подносит их жюри, которое их

оценивает.

Картошка: Пока участники составляют букеты, мы с вами поиграем в игру "Горячая картошка" Встаём в круг, я бросаю мяч, кто ловит, должен назвать блюдо из картофеля, если вы не знаете, то садитесь в круг.
Молодцы! Для тех, кто оказался в кругу, будет особое задание.
Пока играет музыка, вы танцуете, как обезьяны, музыка меняется, танцуете, как цапли и третье, как индюк.
Спасибо, ребята, вот вам по картошке.
- А я люблю картошку.

Осень: Следующий конкурс «Найди слово». Командам раздаются карточки с зашифрованными словами, ребята должны как можно больше найти слов. Побеждает та команда, которая больше всех угадала слов.
Картошка:
Пришло время подвести итоги конкурса "Самый щедрый класс".
Называются классы и количество килограмм картофеля.
Самому щедрому классу вручается грамота и большая пачка чипсов. Поздравляем!
"Жизнь хороша, и жить хорошо".
- А я люблю картошку.

Осень: Ну что ж, время подошло к окончанию праздника. Давайте подведем итоги. Слово предоставляется жюри. Наша вечеринка заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке.
Картошка: " Жизнь хороша, и жить хорошо".
А я люблю картошку.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Петропавловское»

дошкольная группа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

«Средняя школа

с. Петропавловское»

Е.С. Докучаева

разновозрастной группы

«Ах, картошка, ты, картошка!»

Сценарий развлечения для детей

разновозрастной группы

«Ах, картошка, ты, картошка!»

Цель: 1.Закреплять навыки двигательной активности, полученные на физкультурных и музыкальных занятиях;

2.Формировать положительные эмоции;

3. Раскрывать творческие способности детей.

4. Развивать музыкально - творческие способности детей, поддерживать эмоционально - положительный настрой;

5. Способствовать раскрытию творческих способностей детей, развитию чувства коллективизма, умение работать в команде.

    Создавать положительные эмоции у детей и взрослых;

    Закреплять двигательные навыки в основных движениях и подвижных играх;

    Развивать у детей ловкость, быстроту, скоростно-силовые качества;

    Воспитание нравственно-волевых черт характера, смелости, дружелюбия.

    Учить детей выразительно исполнять песни, рассказывать стихи, танцевать на сцене.

Место проведения: спортивный зал

Участники: дети, воспитатели, родители

Оборудование: обручи, ведёрки, ложки, корзина, картофель, мячи, шапочки «Картошка», «Колорадские жуки», листики.

Дети под музыку «Песенка про осень» заходят в зал и танцуют.

Ведущий: Здравствуйте, дети! Я пригласила вас на необычный праздник, попробуйте угадать, на какой.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года - как оно зовется?

Дети: Осень!

Ведущий: Прочитаем мы стихи

Про осенние деньки!

    Что за время года?

Хмурится природа,

Листья опадают,

Птицы улетают,

Туча солнышко закрыла,

Это Осень наступила!

    Осень, осень золотая

Разукрасила наш сад,

И сегодня в этом зале

Собрала она ребят!

    Дождь холодный льёт и льёт,

Погулять нам не даёт.

Птиц дорога позвала-

Это осень к нам пришла.

    Вот и осень наступила

Всех вокруг развеселила.

У берёзок и осинок

Разноцветные косынки.

    Миновало лето.

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели.

Стали дни короче.

Солнышка не видно.

Тёмны, тёмны ночи.

    Осень- чудная пора!

Любит осень детвора.

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим.

    Осенью бывают

Ясные деньки.

Листики порхают,

Словно мотыльки.

Дети исполняют песню "Осень наступила"

Осень, осень наступила,

Листья осыпаются.

Солнца нет и потемнело,

Дождик начинается.

Кап-кап на дорожки,

Кап-кап на ладошки.

Дождик землю поливай,

С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки

Прячутся, скрываются,

И в далекую дорогу

Птички собираются.

Ведущий Дорогие ребята!

На этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

Весною притащил я сам.

О той, чьи странные глазки

Росли день ото дня,

О той, кто был знаком со мной,

Но не видал меня.

Подумайте немножко -

Что это… (картошка).

Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик»

Песня о картошке.

    Как любим мы картошку, 2 раза.

    Не можем без картошки

    Мы даже дня прожить.

    Представьте себе, 2 раза.

    Не можем без картошки.

    Представьте себе, 2 раза

    Мы даже дня прожить.

    Мы жарим ее и варим.

    И в суп ее добавляем.

    И даже просто в "мундире"

    Сможем отварить.

    Представьте себе, 2 раза.

    И даже просто в "мундире"

    Представьте себе, 2 раза

    Сможем отварить.

    Можем испечь в духовке, 2 раза

    Можем оладушки сделать,

    И на костре испечь,

    А сколько разных, 2 раза.

    Сделать можно поделок

    Представьте себе, 2 раза

    Их даже и не счесть.

    Любите и вы картошку, 2 раза.

    И много всяких секретов.

    Узнаете о ней.

    Представьте себе, 2 раза.

    И много разных секретов

    Представьте себе, 2 раза

    Узнаете о ней.

Вы знаете, ребята, как появился в России картофель?

Петр Первый прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того, чтобы население занялось разведением картофеля. Вот с тех времен в России стали выращивать картофель.

ВЕДУЩИЙ: А теперь, ребятки,

Вам мои загадки:

    Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная… (картошка)

    Этот вкусный чудо-плод

Все едим мы круглый год:

Супы, пюре, салат, окрошка -

Везде присутствует. (картошка)

    И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (картошка)

    Что копали из земли, жарили, варили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка)

    Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет -

Вот и завтрак, и обед. (картошка)

Ведущий: Праздник Картошки отмечаем

И вместе Картошечку нашу встречаем!

В некотором царстве-государстве,

Не на Марсе и Луне,

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Всех людей накормить она умела!

Выходят девочки-Картошечки (с ободками на головах)

1 Картошечка: Меня, единственную в мире,

Не просто варят, а в мундире.

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

2 Картошечка: Из картошки там и тут

Вкусный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут!

3 Картошечка: Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она -

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна! "

4 Картошечка: Хоть хвалиться не прилично,

Но должна я вам сказать:

Без картошки на "отлично"

Ни поесть, ни поплясать!

Вы послушайте, ребята,

Частушки будем исполнять,

О том, как картошечку сажать!

Мальчики исполняют частушки про Картошку.

1. Что черны мои ладошки,

Не бранит никто меня -

Вместе с бабушкой картошку

Мы сажали у плетня!

2. Посадили мы картошку:

Мама - в поле, я - в саду.

Мама много, я - немножко,

Я - всего одну гряду!

3. Чтоб росла моя картошка,

Я её пересажу!

4. Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду.

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

5. Мы картошечку сажали

В огороде у ворот.

Зацвели на ней цветочки.

Пусть любуется народ.

6. В огород пришла коза,

Растопырила глаза:

Где же лук? А где горошек?

Все засеяно картошкой!

Ведущий: Это была музыкальная шутка,

Теперь игра не на минутку.

Ребята, прежде чем выкопать картошку, что нужно сделать?

Посадить ее.

Мы возьмем ведерки

Да и в путь - дорожку,

Дружба нам поможет

Посадить картошку.

Эстафета «Посади картошку».

(Дети делятся на две команды.)

(Первые игроки берут с «ведра» по одной картошке, бегут вперед обруча, кладут картошку в обруч, возвращаются в команду).

Эстафета «Выкопай картошку»

(Обруч - в нем картошка. Каждый игрок бежит, берет одну картошку, возвращается в команду, кладет в корзину.

Выходят мальчики - Колорадские жуки.

1. Вредные мы мужики,

Колорадские жуки!

Всю картошку поедим,

Вам нисколько не дадим!

2. Здесь картошку всю съедим

И к соседям полетим.

Хрум - хрум - хрум,

И к соседям полетим!

Ведущий: Урожай нужно спасать,

Жуков колорадских надо прогнать!

Ведущий брызгает из пульверизатора, жуки убегают.

Выносит две корзинки с картошкой.

Ведущий: Жуков мы прогнали,

Урожай собрали!

Будем праздник продолжать

И с картошечкой играть!

Игра "Перенеси картошку в ложке".

Ведущий: Возьми картошку - перенеси в ложке!

Нужно картошку положить рукой в ложку, а потом быстрым шагом донести картошку и положить её в ведёрко, при этом свободная рука должна быть за спиной. Кто быстрее и ловчее?

Ведущий: Поиграли! А теперь давайте послушайте пословицы и поговорки про картошку.

    Картошка да каша - еда наша.

    Голодному и картошка лакомство.

    Картофель хлебу подспорье.

    Картошку копать, не руками махать.

    Картошка хлеб бережет.

    Ель да береза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда?

Игра "Собери картошку"

Ведущий: Вот корзина, глаза закрой,

Вот картошка - собирай, не стой!

(в два обруча кладётся по 5 картошин вперемешку с маленькими мячами; надо закрытыми глазами, на ощупь найти картошку и положить в корзинку)

Звучит песня В. Шаинского «Антошка», дети исполняют танец.

Ведущий. Праздник наш уже кончаем,

Что же вам еще сказать?

Вам картошечку по праву,

«Вторым хлебом» называть!

Вот и всё! Хоть и устали,

Урожай картошки мы собрали!

Были песни, игры, танцы тут,

Теперь угощения картофельные,

Вас, ребята, ждут!

Представление приготовленных блюд. Чаепитие.

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле; познакомить учеников с «биографией» картофеля, показать его значение в жизни людей; научить ребенка видеть удивительное рядом, в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень постучала к нам …»

Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки.

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Учитель. Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Инсценирование стихотворения «Ссора»

Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке

Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

«Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 3 класс,

У них между прочим сейчас классный час.

1. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 . Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Учитель. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 . Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

5 . О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Многое должны узнать….

Все дети . А теперь, пора начать.

Учитель. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2 . Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

ВСЕ.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы споём вам про картошку

Очень замечательно.

1. Обожаю я картошку –
Просто объеденье!
Целый день ее я ела –
Вот так наважденье!

2. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

3. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

4. Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.


8. Без мундира и в мундире

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку

Денег нету ни гроша.

9 . Эх, картошечка сидит,
Быстро наливается,
А зимой во всех домах
Варится да жарится!

10. Ну а в Каменке народ
На картошечке живет,
И поэтому народ
Всегда веселый и поет!

11. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

12. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

13. Мамочка сказала мне:
«Шагай, сын, по дорожке».
Шел в надежде найти клад –
Пришел в подвал с картошкой.

ВСЕ.

Перед вами сейчас

Пели мы частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки.

Учитель. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Конкурс 1 Для конкурса нам надо 3 человека.(4 класс)

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане – потато
  • Финны – тарту
  • Итальянцы – тартуфоль
  • Французы – пом де терр
  • Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека 3 класс)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 "Кто лишний?" (2 класс)

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.

Конкурс 4 «Собери картошку». (1 класс)

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.

Конкурс 5 «Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются "уложить" в ведро.

Конкурс 6 «Составить пословицу». (2 человека 4 класс)

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 – 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 – 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)

7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)

9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)

10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель. А сейчас послушайте полезные советы.

  1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.
  2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
  3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
  4. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
  6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
  7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
  8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
  9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
  10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
  11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Учитель.. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

Инсценировка песни “Антошка”.

Учитель. . Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Учитель.

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

В нашей группе проходит очень много различных мероприятий с участием родителей. Это различные выставки, конкурсы, КВН, праздники и развлечения.

В октябре мы провели нетрадиционное развлечение "Праздник картошки". К этому мероприятию у нас была проведена большая предварительная работа. Мы провели выставку поделок из картофеля "Картофельные фантазии". В выставке приняли участие почти все семьи. Поделки все разные: "Паук и олень", "Гусеница", "Букет ромашек", "Кактус", "Встреча в лесу", "Колобки", "Улыбка", "Чебурашка", "Дружная семейка" и другие. Родители вместе с детьми подбирали пословицы, стихи, загадки о картофеле, которые мы включили в сценарий праздника. К конкурсу "Картофельных дел мастер" нужно было сочинить стихи, частушки, сказки и рассказы о картофеле. Дети совместно с родителями сочиняли стихи и загадки. И вот что у нас получилось!

Сценарий "Праздник картошки"

(подготовительная группа)

Цели: Создание положительных эмоций у детей и взрослых. Расширить знания детей о картошке.

Оформление: Пословицы о картошке, пьедестал (дед и баба - картофель в платочке и шапочке).

Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами в нашем уютном зале.

Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, :как оно зовется? (Осенью)

Песня: "Ах, какая, осень!"

Вед: Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко -
Что это (картошка)

Ах, картошка - объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошку не едал.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола

Не везде приняли картошку. Кое - где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - "чертово яблоко", сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пес Антошка:
Гав! Гав! Гав! - привет, картошка!

Песня: "Антошка"

Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет -
Вот и завтрак и обед.

Меня единственную в мире,
Не просто варят, в мундире.

Лежит между гор
Толстый Егор.
Он и в мундире хорош и раздетый,
А ляжет в золу, вкусней его нету.

Что копали мы в земле,
Жарили, варили?
Что в земле мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошку)

Что-то засиделись мы немножко
И, вставать уж вроде, силы нет,
Но зовет на поле нас картошка
Подвигаться и поиграть немножко.

Эстафета

(дети стоят в двух командах, у первого игрока ведро с картошкой).

1. "Посади картошку" (Вперед бежать - картошку положить в обруч).

2. "Сбор урожая" (Собирать картошку по одной).

3. "Пронеси картошку в ложке" (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).

Аттракционы

1. "Почистить картошку спиралью" (Чтобы кожура была спиральной лентой, у кого длиннее)

2. "Картофельный дизайнер" (Порезать картофель на кружки и выложить из кружков картину)

Вед: Любит народ картошку, потому и песни о ней слагают и целые оды ей посвящают. Вот и у нас есть такие творцы. Объявляется творческий конкурс "Картофельных дел мастер". (Родители с детьми читают стихи, сказки, поют песни: собственного сочинения).

Представление блюд из картофеля "Ах, картошка, объеденье!"

Картошку можно пожарить,
Картошку можно сварить,
Картошкой можно вагоны затарить,
Картошку нужно любить!!!

Хоровод: "На горе-то калина".