Королевский Австралийский Военно-Морской Флот получил боевое крещение 9 ноября 1914 года. В сражении у острова Кокос крейсер "Сидней" потопил немецкий рейдер "Эмден", навсегда оставив свое имя в военно-морской истории.

В этом бою автралийцы расчитались за гибель русских моряков с крейсера "Жемчуг", потопленного "Эмденом" 28 октября 1914 года. В начале Первой Мировой войны на Тихом Океане действовала немецкая эскадра, состоящая из двух броненосных и четырех легких крейсеров, среди которых был и построенный в 1908 году «Эмден» - легкий бронепалубный крейсер водоизмещением 3592 тонны, вооруженный 10 орудиями калибра 4.1 дюйма. Будучи последним из немецких крейсеров, имевших паровые машины, он развивал сравнительно невысокую скорость (24.1 узла). Боевая карьера этого рейдера, длившаяся лишь немногим более трех месяцев, была столь успешной, что он навсегда оставил за собой место в военно-морской истории. Картина художника А. Берджесса - Горящий "Эмден" Тридцать первого июля 1914 года «Эмден» покинул порт Циндао – немецкую военно-морскую базу в Китае. Было очевидно, что до вступления в войну крупнейших европейских государств остались считанные дни, и капитан немецкого крейсера Фон Мюллер предпочел встретить ее в открытом море. Второго августа команда «Эмдена» узнала о том, что Германия объявила войну России и на следующий же день, узнав о том, что Франция присоединилась к России, капитан немецкого крейсера Фон Мюллер начал охоту за судами союзных держав. Крейсер "Эмден" Четвертого августа близ острова Цусима «Эмден» встретил русский пароход «Рязань» водоизмещением 3500 тонн, направлявшийся в Нагасаки. «Рязань», на борту которой находилось около 80 пассажиров и немного груза, пыталась уйти от погони в воды нейтральной Японии, посылая по радио сигналы о помощи во Владивосток. Заглушив радиосигналы русского парохода, «Эмден» после часовой погони настиг его и вынудил остановиться серией из 12 предупредительных выстрелов. Когда на борт «Рязани» поднялся офицер призовой команды Юлиус Лаутербах, русский капитан попытался изобразить полное незнание немецкого языка, однако Лаутербах, смеясь, напомнил ему, что всего лишь месяц назад они оживленно беседовали в одном из баров Циндао... Фон Мюллер, находясь под впечатлением от быстроходности нового русского парохода (по иронии судьбы, построенного в Германии), принял решение сохранить его для последующего использования в качестве вспомогательного рейдера. Впоследствии немцы установили на «Рязани» восемь 4-дюймовых орудий, снятых со старой канонерской лодки «Корморан», и укомплектовали новоиспеченный рейдер командой с этого же судна. 27 августа 1914 года его включили в тихоокеанскую эскадру графа фон Шпее под именем «Корморан II»*. Не достигнув каких-либо результатов, новоиспеченный рейдер был интернирован в декабре того же года в порту Гуам. Двенадцатого августа русские крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», в свое время принимавшие участие в морских сражениях русско-японской войны, были присоединены к англо-французской эскадре под командованием адмирала Жеррама, основной задачей которой были поиск и уничтожение германских крейсеров. Русские корабли приняли участие в охоте на угольщиков эскадры фон Шпее и конвоировании английских и французских транспортов… «Эмден» тем временем захватывал и топил один транспорт за другим. Двадцать второго сентября рейдеру удалось обстрелять индийский порт Мадрас и нанести серьезный ущерб его нефтехранилищам. В результате обстрела погибли 5 и получили ранения 12 портовых рабочих. Двадцать шестого октября 1914 года «Жемчуг» прибыл в Пенанг (остров у северо-западного побережья Малайи) на стоянку для чистки котлов. Вопреки совету адмирала Жеррама, который предупреждал о необходимости принятия повышенных мер предосторожности, капитан «Жемчуга» Черкасов 27 октября покинул крейсер, чтобы провести ночь на берегу. Торпедные аппараты крейсера были незаряжены, возле орудий было складировано только 12 снарядов. Количество моряков на вахте было не больше, чем обычно… Крейсер "Жемчуг" Капитан «Эмдена», тем временем, правильно рассчитал, что крейсерам союзной эскадры придется время от времени заходить в порты для ремонта и пополнения запасов воды и угля. Наиболее удобным местом для стоянки была бухта Пенанг, и фон Мюллер решил испытать удачу. Утром 28 октября 1914 года «Эмден», несущий фальшивую трубу и замаскированный под британский крейсер «Yarmouth», вошел в бухту Пенанг. Единственным крупным военным кораблем, стоящим на якоре, был «Жемчуг», повернутый левым бортом к входу в бухту. В 5.13 «Эмден» поднял германский флаг и открыл огонь, а в 5.18 с расстояния примерно 360 метров выпустил первую торпеду, взорвавшуюся в кормовой части корпуса русского крейсера. Половина снарядов «Жемчуга» была складирована возле кормового орудия, которое вышло из строя, когда на него упала сорванная разрывом вражеского снаряда спасательная шлюпка. Еще шесть снарядов были сложены у орудия N2 правого борта. Орудийный расчет перетащил снаряды к носовому орудию и открыл ответный огонь, но безуспешно – один из снарядов пролетел над «Эмденом» и попал в стоявшее на якоре грузовое судно. В 5.28, развернувшись на 180 градусов, немецкий крейсер выпустил еще торпеду из аппарата левого борта примерно с 700 метров. Попадание этой торпеды оказалось роковым для «Жемчуга» - крейсер взорвался, переломился пополам и затонул. Восемьдесят девять русских моряков погибли, 143 получили ранения. Гибель «Жемчуга» дорого обошлась двум его офицерам - капитану Черкасову и старшему лейтенанту Кулибину. За преступную халатность они были приговорены к тюремному заключению (3.5 и 1.5 года соответственно) и лишены офицерских званий, наград и дворянских званий. В бухте находилась и французская канонерская лодка «D’lberville». Она начала обстреливать «Эмден», но тот уклонился от боя, так как его сигнальщики увидели в нескольких километрах от входа в гавань военный корабль, который сначала приняли за крейсер. Решив, что небольшая канонерка от него никуда не уйдет, фон Мюллер сконцентрировал внимание на более крупном вражеском корабле. Это был французский миноносец «Mousqet», довольно беспечно приближавшийся к входу в бухту. Когда дистанция между ним и «Эмденом» уменьшилась примерно до двух миль, «Эмден» дал залп всем бортом. Только теперь на миноносце поняли, с кем им пришлось встретиться. «Mousqet» круто повернул влево и дал полный ход, пытаясь уйти, но было поздно. По воспоминаниям старшего офицера «Эмдена» Х. Мюкке, уже на третьем залпе немецкие моряки заметили 5 попаданий в корпус вражеского судна. Затем раздался страшный взрыв, по-видимому, от детонации одного из погребов, и густое облако дыма и угольной пыли окутало всю заднюю половину миноносца. Французские моряки успели выпустить по «Эмдену» две торпеды и несколько снарядов, но было уже поздно – через десять минут после начала боя «Mousqet» затонул. Судьбу своего корабля разделил получивший несколько ранений капитан… Когда к месту гибели миноносца подошли спасательные катера с «Эмдена», французские моряки, напуганные рассказами о жестоком обращении немцев с военнопленными, пытались уйти вплавь, хотя добраться до берега не было никакой надежды. Немцам удалось подобрать 36 французских моряков. Тем временем сигнальщики «Эмдена» заметили еще один миноносец, выходящий из бухты. Он попытался погнаться за немецким крейсером, но тот оставил его позади за стеной тропического дождя.. Среди спасенных французских моряков было много раненых. Немцы оказали им медицинскую помощь, но трое раненых умерли на борту немецкого крейсера и были похоронены в море с воинскими почестями. В церемонии похорон участвовал взвод команды «Эмдена» в парадной форме, ружейный караул и все офицеры. Фон Мюллер произнес по-французски небольшую речь - рыцарское отношение враждующих сторон друг к другу в годы Первой Мировой войны было обычным явлением… Позднее, уже после того, как немцы высадили пленных на берег в порту Сабан, еще один раненый французский офицер скончался в береговом госпитале. На «Аскольде» узнали о трагедии «Жемчуга» в Бомбее, куда он 31 октября привел очередные транспорты из Коломбо. Моряки крейсера тяжело переживали гибель товарищей, с которыми они много лет служили вместе в Сибирской военной флотилии. Но «Аскольду» не суждено было отомстить за смерть товарищей, хотя он не раз выходил в море на поиски немецкого рейдера. После потопления «Жемчуга» и «Mousqet» «Эмден» крейсировал в водах Индийского океана еще около двух недель. В общей сложности, он записал на свой счет 22 потопленных и захваченных судна. Пассажиры и команды торговых судов при этом не пострадали – с ними обращались исключительно великодушно и при первой возможности переправляли на берег. Рейдерская активность «Эмдена» превратилась в серьезную проблему для флотов союзных держав. Кроме материального ущерба, она подрывала и престиж британских, французских и русских моряков, которые в течение двух месяцев не могли отловить назойливый немецкий рейдер. Однако, вскоре «Эмден» погубила неизбежная случайность… Рано утром девятого ноября 1914 года капитан «Эмдена» Фон Мюллер высадил диверсионную партию на остров Кокос с целью уничтожения местной радиостанции. Военный контингент острова зафиксировал закодированные радиосигналы немецкого рейдера и вскоре заметил приближающееся незнакомое судно. Радист успел передать сигнал тревоги, после чего радиостанция острова замолчала… Фон Мюллер не знал, что двумя неделями раньше от берегов Западной Австралии отошел конвой с солдатами корпуса АНЗАК, направляющийся под охраной британского, японского и двух австралийских крейсеров в Александрию. Сигнал SOS, переданный радистом острова Кокос был принят судами конвоя. Командир японского крейсера «Ибуки» обратился с просьбой предоставить ему честь отправиться на помощь гарнизону острова, но капитан британского крейсера «Силвер», возглавляющего конвой, не рискнул оставить конвой без этого мощного броненосного крейсера. Он передал по радио приказ австралийскому крейсеру «Сидней», который был ближе остальных союзных судов к острову (примерно в 80 км) идти к нему на полной скорости. «Сидней» - новейший крейсер водоизмещением 5700 тонн, был построен в 1913 году в Шотландии и передан британским флотом австралиийскому. Большинство его опытных моряков составляли британцы, и, кроме того, в команду входили около 60 австралийцев, проходивших на судне боевую подготовку… Крейсер "Сидней" В 9.15 утра сигнальщик доложил Фон Мюллеру, что на горизонте показалось четырехтрубное судно. Капитан «Эмдена» понял, что ему предстоит бой с одним из крейсеров союзников. Времени оставалось настолько мало, что ему пришлось оставить на берегу диверсионную группу и выйти в море навстречу приближавшемуся вражескому судну. Фон Мюллер чувствовал себя довольно уверенно, так как первоначально принял «Сидней» за британский легкий крейсер «Ньюкасл». В действительности, австралийский крейсер превосходил германского оппонента в скорости (27 узлов), броневой защите и вооружении: он нес восемь шестидюймовых орудий, стреляющих 100-фунтовыми снарядами. Снаряды скорострельных 4.1-дюймовых орудий «Эмдена» весили лишь 38 фунтов. Капитан «Сиднея» Глоссоп принял решение открыть огонь с дистанции примерно 8.5 километров, так как исходя из имеющейся у него технической информации полагал, что на таком расстоянии он будет вне досягаемости орудий «Эмдена». Однако, первые снаряды немецкого крейсера упали в воду всего в 180 метрах от «Сиднея» уже тогда, когда расстояние до «Эмдена» было около 9.5 километров. Так в 9.40 утра начался бой между двумя крейсерами. Вначале удача сопутствовала артиллеристам «Эмдена»: их снаряды повредили палубные надстройки «Сиднея», несколько матросов были убиты и ранены. Однако, прошло всего несколько минут, и тяжелые снаряды «Сиднея» начали наносить немецкому крейсеру одно серьезное повреждение за другим: была разрушена радиостанция, выведены из строя рулевое управление и дальномеры . Передняя труба и мачта были снесены взрывами и упали за борт, унеся с собой башню управления огнем. В команде было много убитых и раненых, и их некем было заменить, так как три офицера и сорок моряков из диверсионной группы остались на берегу. Через 40 минут после начала боя обе станции управления огнем на «Эмдене» были разрушены. Корабль горел, но продолжал отвечать огнем на огонь. К 11 часам на немецком крейсере действовало только одно орудие. Фон Мюллер принял решение выйти из боя и выбросить корабль на рифы для спасения уцелевших членов команды. «Сидней» попытался отсечь «Эмдену» путь к спасению и с дистанции примерно 5 километров дал последний залп, но было поздно - через 15 минут горящий корабль сел на рифы. Глоссоп оставил беспомощный «Эмден» в покое и направился к находившемуся поблизости от места боя углевозу «Буреск» - британскому судну, ранее захваченному «Эмденом» на пути из Австралии в Великобританию. Однако, когда призовая команда поднялась на борт транспорта, было уже поздно – немецкие моряки открыли кингстоны и корабль быстро затонул. В 4 часа дня «Сидней» вернулся к «Эмдену». Ему пришлось дать еще два залпа по беспомощному немецкому крейсеру, прежде чем на его мачте появился белый флаг. Победа стоила команде «Сиднея» 4 убитых и 12 (по другим сведениям, 8) раненых членов команды. Потери команды «Эмдена» были намного тяжелее – 8 офицеров и 126 моряков убиты, 65 ранены (по другим сведениям, 8, 111 и 52 соответственно). Так закончилась головокружительная карьера немецкого рейдера (на фото справа - руины "Эмдена"). В своем докладе в Британское Адмиралтейство, капитан Глоссоп высоко оценил поведение и действия 60 молодых австралийских моряков, проходивших подготовку на его крейсере. В этом бою получил боевое крещение королевский австралийский военно-морской флот, а крейсер «Сидней» рассчитался за погибших русских и французских моряков и за потопленные «Эмденом» корабли.

19 ноября 1941 года в Тихом океане встретились замаскированный под торговое судно немецкий рейдер «Корморан» и австралийский крейсер «Сидней». Корабли вступили в бой, и в результате полученных повреждений оба затонули. Немцам повезло гораздо больше, так как большая часть экипажа сумела спастись на шлюпках, а вот из 645 австралийцев не выжил никто, часть из них погибла во время боя, другие утонули вместе с судном. Долгое время гибель крейсера, имевшего колоссальные преимущества, оставалась загадкой, однако, морские археологи сумели найти ответ на этот вопрос.

Орудие «Линда». Под стволом можно различить изображения черепа со скрещенными костями.

«Сидней» был одним из легких крейсеров Королевского австралийского флота (RAN). Длина - 171,4 метра, водоизмещение - девять тысяч тонн. Вооружение: восемь 152-миллиметровых орудий, четыре 102-миллиметровые зенитки, пулеметы и восемь торпедных аппаратов.
В 1940 году «Сидней» отправили на Средиземное море, где он утопил два военных итальянских корабля и несколько торговых судов, участвовал в конвойных операциях и береговых бомбардировках. К берегам Австралии крейсер отозвали из-за возросшей активности немецких рейдеров в Индийском океане в 1941 году. Командиром судна был назначен Джозеф Барнет.

«Сидней» в Сиднейской бухте

Экспедицию 2015 года организовал Университет Кертина вместе с Музеем Западной Австралии. Стоимость проекта превысила два миллиона долларов. Подводный управляемый аппарат смог получить яркие снимки пробоины в области капитанского мостика «Сиднея»: снаряд, попавший туда после одного из первых залпов «Корморана», скорее всего, убил большинство офицеров и парализовал управление кораблем. Возможности австралийцев отвечать на огонь «Корморана» существенно сузились.

Подводный аппарат с дистанционным управлением приближается к обломкам

Из-за ограничений, наложенных на габариты военных кораблей Версальским договором, немцы решили опираться (в будущей войне) на переделанные из гражданских судов крейсеры. «Штейермарк», переименованный в «Корморан», стал новейшим и самым большим из девяти рейдеров Handelsstörkreuzer (крейсеров подрыва торговли). Водоизмещение - 8876 тонн, шесть одиночных 150-миллиметровых орудий, зенитные пушки и торпедные аппараты. Главные орудия были замаскированы за фальшивыми листами корпуса и грузовыми люками, которые открывались после приказа о сбросе маскировки. Командиром судна был Теодор Дитмерс.

Рейдер «Корморан»

19 ноября 1941 года, около 16:00 по местному времени, «Корморан» находился в 280 километрах от побережья западной Австралии. Увидев на горизонте мачты военного корабля, капитан приказал уходить. Но «Сидней» также заметил рейдер и двинулся на перехват.

20-миллиметровая зенитная автоматическая пушка «Корморана» и маскировочная откидная створка

Приблизившись, австралийский крейсер потребовал, чтобы «Корморан» опознал себя. «Корморан» показал сигнал - название торгового судна Straat Malakka - и поднял голландский флаг. «Сидней» задал вопрос «Куда идете?», на что рейдер ответил: «Батавия». В ходе обмена сообщениями «Сидней» шел параллельным курсом по правому борту рейдера. Главные орудия нацелились на «Корморан», гидросамолет был готов к взлету, что побудило Дитмерса отдать приказ команде готовиться к бою.

Разрушенный нос «Сиднея», на котором выросли анемоны

«Сидней» подал секретный сигнал, ответ на который знала только команда настоящего Straat Malakka. Рейдер промолчал. «Сидней» дополнительно показал прожектором: «Продемонстрируйте ваш секретный сигнал». Дитмерс понял, что «Корморан» сейчас разоблачат, и приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов.

Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

Обувь моряков на морском дне

Оба корабля, скорее всего, открыли огонь почти одновременно. Первые выстрелы восьми орудий «Сиднея» не нанесли особого урона германскому кораблю. Близкая дистанция (около 1300 метров) позволила команде рейдера пустить в ход зенитки и защитные орудия ближнего действия, не позволив «Сиднею» воспользоваться дополнительным вооружением. Немцы вторым залпом разрушили мостик крейсера, повредили верхние надстройки, включая башню управления огнем, радиорубки и фок-мачту. К восьмому или девятому залпу торпеда «Корморана» пробила дыру в борту «Сиднея», и крейсер начал заваливаться на нос.

Оторванная носовая часть «Сиднея»

Первая часть боя завершилась: «Сидней» пошел на юг с замедлением хода, «Корморан» не изменил ни курс, ни скорость. Основное вооружение «Сиднея» было полностью выведено из строя (передние башни были повреждены или уничтожены, кормовые заклинило у левого борта). Крейсер окутало дымом пожаров в машинном отделении и передних надстройках, а также вокруг авиационной катапульты. Торпеды «Сиднея» не попали в цель. Но машины «Корморана» из-за боевых повреждений отказали. Остановившись, «Корморан», продолжил интенсивный огонь. К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены. Они находились примерно в десяти километрах друг от друга.

Торпедный аппарат «Сиднея» с неиспользованными торпедами

Анемоны на обломках «Корморана»

На протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался и встал почти вертикально под весом якорей и цепей. Корабль быстро затонул. Не выжил никто.

Спасательный плот системы Карли (с «Сиднея»)

«Корморан» после боя не мог двигаться. Дитмерс приказал покинуть корабль: противопожарная система вышла из строя, а пожар в нефтяном танке подбирался к минному погребу. Немцы разместились в пяти шлюпках и на двух плотах. Поздно ночью минный погреб взорвался, и «Корморан» пошел ко дну.

Якорь «Корморана» лежит на обшивке судна

Экипаж рейдера явно гордился своими достижениями. Список воинских побед начинается с греческого грузового судна «Антонис» (потоплен 6 января 1941 года) и завершается другим греческим кораблем, «Стаматиос Г. Эмбирикос» (потоплен 26 сентября 1941 года).

Список из 11 кораблей, захваченных или потопленных «Кормораном»

В двадцатых числах ноября британские и австралийские суда подобрали все немецкие шлюпки (из 399 человек из команды «Корморана» выжило 318). Поиски «Сиднея» не принесли успеха. Выживших не обнаружили. Лишь 27 ноября корабль «Вираллах» обнаружил надувной спасательный круг с крейсера. Позже, в 1942 году, нашли еще два спасательных плота системы Карли.

Шлюпка и баркас «Сиднея»

Гибель «Сиднея» со всем экипажем нанесла сильный удар по боевому духу австралийцев - это была самая большая потеря австралийского флота в истории, составившая 35 процентов от общих потерь личного состава австралийского флота в годы Второй мировой войны.

Экипаж «Сиднея»

Из-за размеров района, где мог происходить бой между «Сиднеем» и «Кормораном», поиски долгое время не приносили успеха. Только в марте 2008 года американский охотник за обломками судов Дэвид Мирн обнаружил немецкий корабль. Вскоре нашли и «Сидней» - в 21,1 километра от «Корморана». 14 марта 2011 года корабли были включены в список национального наследия Австралии.

Орудие «Корморана»

Расследование подтвердило показания капитана Дитмерса и опровергло конспирологические версии событий (например, о тайной помощи японской подлодки немцам). Мощный австралийский крейсер погиб прежде всего потому, что капитан Барнет подошел слишком близко к рейдеру и лишился преимуществ дальнобойной артиллерии. Снаряды же «Корморана» с легкостью пробивали броню «Сиднея».

Корма «Сиднея»

Одни историки обвиняют Барнета в безрассудстве: он не заподозрил подвоха, не поднял для разведки гидросамолет и не навел в эфире справки о чужом корабле.

Часть каюты капитана «Сиднея»

Другие полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Рейдеры полагалось расстреливать на расстоянии, а торговые суда, захваченные противником, требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Видимо, Барнет пытался захватить «Корморан», приняв его за «приз» (торговое судно).

Оставшиеся неповрежденными орудия «Сиднея»

HMAS Sydney - лёгкий крейсер типа «Чатам» Королевского австралийского военно-морского флота, известный победой в бою со знаменитым рейдером «Эмден».Заложен 11 февраля 1911 года на верфи фирмы London and Glasgow Engineering Company,

спущен на воду 29 августа 1912 года и в 1913 году вошёл в состав австралийского флота.
19 сентября «Сидней» прибыл в Австралию.

Основные характеристики:

Водоизмещение нормальное 5400 т, полное 6000 т.
Длина 139,6 м.
Ширина 14,9 м.
Осадка 4,9 м.
Бронирование пояс - 51 мм; палуба - 38-12,7 мм.
Двигатели 4 ПТ Parsons.
Мощность 25 000 л. с. (18,4 МВт).
Скорость хода 25,5 узлов (47,2 км/ч).
Экипаж 475 человек.

Вооружение:

Артиллерия 8 × 1 - 152-мм/45, 4 × 1 - 47-мм.
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 533-мм ТА.
Авиационная группа 1 Sopwith Pup (с 1918 года).

С началом Первой мировой войны крейсер принял активное участие в захвате германских колоний в Тихом океане и защите морских коммуникаций Антанты. В октябре 1914 года «Сидней» занимался конвоированием транспортов с АНЗАК.

1 ноября 1914 года, во время сопровождения «Сиднеем» очередного конвоя совместно с крейсером «Мельбурн», командир отряда капитан 1 ранга М. Л. Силвер получил радиограмму с острова Дирекшен, находящегося в 55 милях к югу от курса конвоя, сообщающую о появлении подозрительного корабля на горизонте. Предполагая, что этим кораблём может быть германский рейдер, Силвер приказал «Сиднею» развести пары и полным ходом идти к Кокосовым островам.

Бой у Кокосовых островов

В 9:15 с «Сиднея» заметили впереди землю, а потом, почти сразу, дым, который оказался «Эмденом», идущим навстречу. В 9:40 противники открыли огонь с большой дистанции, причём слабейший «Эмден» накрыл австралийский корабль третьим залпом, который вывел из строя носовой дальномер и убил дальномерщика.
«Сидней» немного задержался с определением дистанции и пристрелкой, но на двадцатой минуте боя немецкий крейсер начал получать попадания, а к 10:20 потерял переднюю трубу; также были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. Командир «Сиднея» капитан Глоссоп старался держать дистанцию, чтобы использовать преимущества своих более дальнобойных и тяжёлых орудий.
В 11 часов избитый «Эмден» прекратил огонь и начал движение к берегу. В это время на горизонте появился германский угольщик «Бьюреск», и «Сидней» пустился за ним в погоню.

После потопления угольщика, австралийский крейсер вернулся к сидящему на мели «Эмдену» и предложил сдаться; не получив ответа, капитан Глоссоп приказал открыть огонь, но через пять минут «Эмден» спустил флаг и капитулировал. Потери «Сиднея» в бою составили 3 убитых и 8 раненых.

Дальнейшая служба

В 1915 году «Сидней» был переведён на европейский театр военных действий и оставался там до окончания войны.

В 1922 году крейсер совершил ряд визитов в порты США. В 1929 году он был разобран на металл.


ТАИНСТВЕННАЯ ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА «СИДНЕЙ»

19 ноября 1941 года на закате дня возле берегов Западной Австралии в коротком, но кровопролитном сражении погибли овеянный славой австралийский крейсер «Сидней» и немецкий рейдер «Корморан». Но если экипаж последнего уцелел практически целиком, то 645 членам команды «Сиднея» спастись не удалось.

Как могло случиться, что с «Сиднея» никто не остался в живых? - задался вопросом журналист В. Лукницкий. - Как «Корморан», переоборудованный из торгового судна в военный корабль, смог потопить столь крупный крейсер? Почему официальные власти Великобритании, Австралии и США засекретили все документы, относящиеся к происшедшему?

Эти вопросы и раньше волновали многих историков. Британское правительство отказалось предать гласности телеграммы, которыми обменялись Черчилль и Рузвельт 26 ноября 1941 года в связи с гибелью «Сиднея». Эти документы могли бы стать последними штрихами к картине, старательно собранной из маленьких исторических лоскутков английским писателем Монтгомери. Его отец, штурман «Сиднея», погиб в том сражении. В 1973 году Монтгомери получил возможность ознакомиться с официальным отчётом британского адмиралтейства об этом событии. В нём было столько нелепых вопросов, что он решил предпринять собственное расследование.

Писатель получил доступ к рассекреченным документам, среди которых - протоколы допросов оставшихся в живых членов команды «Корморана», которые добрались до Австралии и затем содержались в лагере для военнопленных. Он разыскал и расспросил многих из них, проживающих в то время в Германии. Его поразило то, что многие опасались говорить с ним откровенно и избегали многих вопросов.

Таким образом, официальные каналы получения информации оказались для Монтгомери закрытыми, и он пришёл к выводу: над всем этим возведена завеса строжайшей секретности. И писатель узнал почему.

«Корморан» заметил крейсер «Сидней» в 17 часов. Первым сообщением акустиков в тот злополучный ноябрьский день было: это крупный корабль. Затем командиру немецкого рейдера Детмеру доставили более точную информацию: это крейсер. Положение «Корморана» оказалось безнадёжным. Дальность орудий главного калибра «Сиднея» составляла свыше 100 кабельтовых (более 18,5 километра), что позволяло ему находиться вне досягаемости огня немцев. Детмер видел единственное спасение в «камуфляже и неожиданном огне из всех орудий с близкого расстояния». Так записано в его отчёте. Но хотя «Корморан» шёл под норвежским флагом, эта уловка могла быть моментально раскрыта, как только на «Сиднее» проверили бы список кораблей, находящихся в этом районе. Детмер приказал радисту передать в эфир сигнал, предупреждающий о появлении в этой зоне подозрительного судна. Эти искажённые данные должны были внушить командиру «Сиднея» Барнетту, что неприятель находится где-то в стороне, а не поблизости. Затем команда «Корморана» имитировала пожар у себя на судне. В 17 часов 30 минут на «Сиднее» ещё считали, что перед ними находится обычное торговое судно под норвежским флагом. Оно еле-еле передвигалось и, по всей вероятности, терпело бедствие, так как передавало сигнал SOS.

Барнетт приказал приготовить к полёту морской самолёт «Вальрус» для поисков мнимого неприятеля. Затем передумал, когда увидел нарастающее облако дыма от немецкого рейдера. «Корморану» был подан сигнал идти на сближение. Полчаса спустя «Сидней» лёг в дрейф, остановил машины и начал готовить шлюпки для оказания помощи. У «норвежцев», решил командир, можно получить информацию о неприятельском корабле.

Он представлял собой идеальную мишень. Крейсер стоял, повернувшись бортом к «Корморану», на расстоянии всего 1100 метров. Барнетт был настолько уверен, что перед ним пострадавшее судно, что разрешил даже кокам выйти на палубу. Именно этого и ждали на «Корморане». Немецкий рейдер выпустил две торпеды, которые попали в цель, затем дал несколько залпов из всех орудий и пулемётов. Снаряды снесли рулевую рубку, вызвали пожары в кормовом отсеке и на куски разнесли самолёт «Вальрус». Когда на крейсере увидели, что на корме противника, окутанного клубами дыма, на смену норвежскому флагу взвился немецкий флаг, пустили в ход орудия главного калибра. «Сидней» сделал несколько залпов. В результате прямых попаданий в машинное отделение «Корморан» запылал, как бумажный склад, а его орудия были выведены из строя. Команда рейдера просигналила, что сдаётся. Перегруженные шлюпки, отбиваясь от огня, стали двигаться в направлении австралийского корабля в надежде, что их подберут.

И тут кто-то нанёс внезапный и страшный удар по «Сиднею» в него попала торпеда. Корабль переломился и исчез в пучине. Кто выпустил эту торпеду? Монтгомери утверждает совершенно определённо: японская подводная лодка, которая вышла в этот рейс специально для встречи с «Кормораном». Другими словами, Япония была тесно связана с фашистами задолго до нападения на Пёрл-Харбор. Ни один член команды «Сиднея» не спасся, так как с субмарины безжалостно расстреливали всех подряд, дабы никто не смог сообщить о её участии в сражении. Этот факт, по мнению Монтгомери, и может объяснить, почему члены команды немецкого рейдера на допросах давали путаные, двусмысленные ответы. Некоторые из них признавались, что боятся раскрыть всю подоплёку тех событий.

Но зачем Лондон окутывает завесой секретности эту историю? Потому, считает Монтгомери, что Черчилль и Рузвельт тоже замешаны в ней. Командование австралийским флотом подозревало с самого начала, что «Сидней» потопила японская подводная лодка, и направило эту информацию в британское адмиралтейство. Об этом узнал Черчилль. Известие пришло для него в критический момент. Англичане и американцы в то время вели тайные переговоры с Токио, в ходе которых добивались заключения с Японией временного пакта о нейтралитете.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Sydney-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Хобарт»
Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение 6830…7105 (стандартное),
8815…9090 т (полное)
Длина 161,5/171,4 м
Ширина 17,3 м
Осадка 5,6-5,8 м
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 32 мм;
палуба - 32 мм;
погреба - до 89 мм;
башни - 25 мм;
барбеты - 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 72 500 л. с. (53,3 МВт)
Скорость хода 32,5 узла (60,19 км/ч)
Дальность плавания 7000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 570 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/50,
4 × 2 - 102-мм/45
(«Сидней» - 4 × 1)
Зенитная артиллерия 3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение Два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
1 гидросамолёт (На «Перте» авиационного вооружения не было)

Лёгкие крейсера типа «Сидней» - тип лёгких крейсеров Военно-морских сил Австралии времён Второй мировой войны. Всего построено 3 корабля: «Сидней » (Sydney ), «Хобарт» (Hobart ), «Перт» (Perth ). Являлись усовершенствованной версией британских лёгких крейсеров типа «Линдер ». В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австралийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный „Линдер“» называют типом «Сидней».

Единственные современные лёгкие крейсера австралийского флота во Второй мировой войне.

История создания

По предложению главного механика флота было внедрено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишало корабль хода. Такая компоновка внедрялась в большинстве зарубежных флотов. Её применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Адмиралтейство распорядилось переработать соответствующим образом проект «Линдера».

Конструкция

Лёгкий крейсер «Сидней»

Проект являлся переработкой проекта «Линдера». Эскиз был готов в июле 1932 года. При тех же основных параметрах (вооружении, бронировании, скорости и дальности плавания) водоизмещение возросло до 7250 т. Главные были в составе и размещении силовой установки. Число, тип и мощность турбин не изменились, но вместо шести котлов осталось четыре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях а результату новые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом - тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крейсерских турбин улучшилась экономичность, запас топлива тоже увеличился - всё это дало прирост дальности плавания.

Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех крейсеров оказалось меньше проектного («Эмфайон» - 7040 т, «Аполло» - 7003 т, «Сидней» - 7198 т).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха. Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, в кормовом тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С . Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче. Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, на 2,36 м выросли длина корпуса между перпендикулярами и наибольшая длина. В июле 1935 года «Сидней» вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 узла при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л. с.

Представители

Модернизации

«Сидней». Вплоть до своей гибели крейсер не проходил никаких серьезных модернизаций.

«Хобарт». В октябре 1942 года демонтировали катапульту; установлены два четырёхствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.

Во время ремонта боевых повреждений (август 1943 - январь 1945 года) сняли девять одинарных «эрликонов» (два оставшиеся переставили на новое место) и их заменили на три спаренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (два на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных установках Mk.HI и два спаренных «эрликона». В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-мм/56 и четырёх 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм башни перенесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые типов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остойчивости в мае 1943 года в трюм уложили 175 т балласта, из которых позже было оставлено всего 75 т.

После войны с крейсера сняли башню «X», смонтировав на её месте два счетверённых 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 годами «Хобарт» прошёл переоборудование в учебный корабль.

«Перт». В апреле 1940 г. во время ремонта в Сиднее установлена 53-футовая катапульта, которую в феврале 1941 г. в Александрии сняли, смонтировав на её месте четырёхствольный 40-мм «пом-пом» с поврежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.

19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонтировали, а вместо него переставили 53-футовую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», ещё двумя заменили зенитные пулемёты на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемёт сохранился).

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910-2005. - Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др . Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. - London, Arms & Armour, 1995.
  • Smithn P.C. Dominy J.R . Cruisers in Action 1939-1945. - London: William Kimber, 1981.

Ссылки