ПРИПИСКА: Почитав некоторые комментарии, я поняла, что не совсем точно изложила суть написанного ниже. Чтобы избежать дальнейшего недопонимания, внесу ясность.

Игры и занятия, про которые я говорю в этом посте не направлены на изучение букв напрямую. Косвенная подцель, безусловно, мелькает, но главная цель этих игр не выучить буквы, а развить внимание, память, мышление ребенка, развить мелкую моторику и сенсорное восприятие. Буквы лишь являются вспомогательным средством в достижении первостепенной цели. И в каждой игре (за исключением рыбалки и лото) им уделяется не больше 30 секунд времени. Действительно, «между делом» упомянула/написала/показала/назвала и дальше играем.

Предположим, лепим мы из пластилина разные фигуры, пробуем всевозможные техники. И ребенок скатал «колбаску», я показываю, что с ней можно сделать: разрезать стеком на кусочки, расплющить, свернуть розочкой, сделать лучик солнышку, слепить геометрическую фигуру (треугольник, квадрат и тд), а можно завернуть колечком и получится буква О. В этой игре мы размяли пальчики, пофантазировали, вспомнили фигуры и, «между делом», познакомились с буквой.

Другой пример. Играем в песочнице, проделываем десяток увлекательных действий: пересыпаем, лепим, просеиваем, закапываем, раскапываем, сыпем сквозь пальцы, рисуем палочкой или пальчиками на песке… и, опять «между делом», я пишу той же палочкой одну-две буквы, называю, как они звучат. Прошу дочку показать ту или иную букву. Все это занимает несколько секунд. И мы снова просеиваем, лепим, закапываем… Наша игра в песочнице была направлена на изучение букв? Конечно нет! Это просто КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ!

Всем хорошего настроения!

А теперь сам пост:

Давно хотела написать, но все некогда было.

Мамочки уделяют много внимания и времени, когда учат буквы со своими детками. Посвящают этой теме целые дни или даже недели. Признаюсь вам, я на такое не осмеливалась. Несмотря на то, что «Буквы» достаточно важная тема для изучения, я никогда не придавала ей особого значения. Выражаясь простым языком, «забила» на буквы.

Целенаправленно никогда не учила с Анютой буквы, тем не менее, в два года она знает все буквы алфавита. В чем секрет? Если в двух словах, то секрет в «между делом».

Например:

Лепим с ней из теста или пластилина, я между делом, слеплю какую-нибудь букву

Приклеиваем буквы-наклейки

Занимаемся песочной терапией, я ее пальчиком нарисую букву

Читаю сказки, покажу несколько заглавных букв

Играем в сенсорные коробочки, а там буковка какая-нибудь яркая красуется

Играем в магнитную рыбалку, вместо рыб - буквы

Захотели в лото поиграть - поиграли в буквенное

Захотели пазлы собрать - буквенные пазлы-вкладыши

Парные картинки ищем - парные буквы подкидываю

Занимаемся со счетными палочками - выкладываем из них буквы

Играем в сыпучие игры - тоже букву «насыпем»

Собираем узор из мозаики в виде буквы

Рисуем и не знаем, что нарисовать, калякаем буквы

Иногда перед сном полистаем букварик

Гуляем на улице, мелом на асфальте, либо палкой на снегу букву напишу

А как вы учили детей буквам?

P.S: распечатайте в двойном экземпляре, один разрежьте, буквенное лото готово

#плютиплютпустьдетиулыбаются

Здравствуйте! Знаете ли вы, что активный и любознательный малыш готов к начальному обучению уже в 3-4-летнем возрасте?

Поэтому если ваш сын или дочь не ходит в детский садик или детсадовская программа очень легкая, можно дополнительно заниматься со своим малышом дома, постепенно готовясь к школе.

К примеру, можно выучить легкий счет или буквы алфавита. Сделать это можно в игровой форме, интересно и весело.

А из этой статьи вы узнаете, как именно можно учить алфавит с маленькими.

Развивайтесь, узнавайте новое, учитесь весело и с удовольствием! Если материал будет для вас полезен, ставьте пальчики вверх, делитесь комментариями и делайте репосты.

Вступление

Письменная речь – важная веха в развитии человека. По сути, письменность есть результат достижения определённого уровня осмысления разговорной речи. Это справедливо и для человечества, и для человека. Увы, родители часто упускают из вида, что умение читать и писать основано не столько на том, что вы учите ребёнка писать буквы, сколько на хорошем речевом развитии и некотором общем уровне зрелости личности.

Чтобы вам не приходилось заставлять ребёнка учить буквы, у маленького человека должно быть достаточно жизненного опыта, чтобы мочь и хотеть его выразить и записать. Если у ребёнка достаточно подходящих его возрасту книг, то желание узнать что-то новое из них появляется ещё до того, как ребёнок начинает говорить.

А вот способность самому понимать прочитанное ребёнок обретает гораздо позже. Позже, чем начнёт говорить сам. Позже, чем начнёт узнавать буквы, писать буквы. Позже, чем научится складывать буквы в слова.

Так что можно сказать, что сами по себе буквы – малая составляющая умения читать. Честно говоря, значение букв в обучении дошкольников раздуто и коммерциализировано.

Разного качества изображения букв покрывают множество игрушек и предметов, предназначенных для младших дошкольников: столики, кубики, погремушки, магниты из детского питания, звуковые азбуки… С какого же возраста действительно лучше учить буквы и как это делать, что выбрать себе в помощь среди необъятного моря игрушек и пособий?

С какого возраста учить буквы

Во сколько лет учить ребёнка буквам? Есть довольно разумное соображение, что прикорм грудным детям уместно вводить в тот момент, когда они начинают проявлять интерес ко взрослой пище. Современные дети окружены надписями и подписями, и у большинства из них можно заметить момент, когда они начинают спрашивать о буквах и цифрах «что это?» или даже указывать на отдельную крупную букву. Имеет смысл откликнуться на запрос ребёнка и учить его буквам тогда, когда он проявит к ним интерес.

Если вы назовёте любое изображение или предмет, ребёнок непременно захочет, чтобы вы повторяли ещё и ещё новое или трудное для него название, слово. Ваша задача – чётко, внятно и медленно произнести то, что малыш просит, и столько раз, сколько он просит. Именно в этот момент вам может пригодиться звуковая азбука.

Звуковая азбука

Как идея, звуковая азбука во многом отвечает критериям Монтессори-материала:

Однако реальное исполнение большинства дидактических пособий такого рода не выдерживает никакой критики. Значительная часть продукции китайской промышленности озвучена не носителями русского языка, из-за чего предлагаемый звуковой образец совершенно не приемлем.

Даже если азбука озвучена качественно, мне лишь однажды удалось встретить такую, в которой буква бы читалась как «р», а не называлась как «эр». О том, почему алфавит, картинки-посредники и названия букв вместо их прочитывания вредны для обучения чтению, подробнее я рассказала в статье «Когда начинать учить ребёнка читать?».

Производителям, вероятно, кажется, что если просто сделать чётко и крупно написанные буквы, при нажатии на каждую из которых буква прочитывается внятно и ясно, пособие будет скучным. Это заблуждение. Любые пёстрые картинки, буквы в виде человечков или украшенные завитками, дополнительные мелодии, мигающие лампочки создают раздражающий фон, мешающий сосредоточиться на связи графемы и её прочтения.

К недостаткам звуковых азбук я бы отнесла и дороговизну: качественно сделанный экземпляр, который не вредно предложить детям, стоит довольно много. Между тем, без автоматизированного назывателя букв вполне можно обойтись, если прочитывать ребёнку буквы, которые он попросит, просто по ходу жизни, в книгах и вывесках, подписях и этикетках.

Да, при этом малыш будет зависеть от взрослого, но, с другой стороны, наряду с чтением книг чтение отдельных букв – неплохой повод пообщаться друг с другом, в том числе и в «походных» ситуациях, когда нужно занять ребёнка в очереди, в транспорте, по пути домой. Таким образом, чтобы учить ребёнка буквам, звуковая азбука для малышей – скорее, предмет роскоши, чем первой необходимости.

Основные понятия

Как уже было сказано, можно прочитывать ребёнку буквы, когда малыш сам вас об этом попросит. Знание буквы состоит в том, что:

Соответственно, чтобы учить буквы, нужно, чтобы ребёнок не только говорил предложениями, но и произносил большую часть звуков родной речи.

Прежде, чем начать учить ребёнка писать буквы, нужно, чтобы были возможности тонкого управления рукой, навык правильно держать карандаш, ручку и умение хорошо контролировать движения в письме. Кстати, это довод в пользу того, чтобы не торопиться с обучением письму: в первые три года жизни доминирование ведущей руки только-только проявляет себя.

Самый безопасный путь – позволить ребёнку поэкспериментировать с рисованием и едой обеими руками. Постепенно ребёнок почувствует, какой рукой он способен действовать тоньше и точнее, и утвердится в выборе ведущей руки. Переучивание левшей крайне опасно для их развития и психического благополучия.

Детский мозг достаточно пластичен, чтобы уступить давлению окружения, но недостаточно, чтобы сохранять предельную эффективность, если приходится действовать неведущей рукой. Так что при сверхраннем обучении письму есть риск обречь ребёнка на бремя переученности, даже не зная о том, что это произошло.

В свободном рисовании ребёнок учится понимать пространство листа. В раскрашивании – целенаправленности, умению не только писать, но и прекращать линию вовремя.

Если ребёнок хорошо готов к восприятию письменной речи, то вопроса: «Как заставить ребёнка учить буквы?» не возникает – созревшая потребность рождает интерес.

Как учить буквы по Монтессори

В системе Монтессори существует продуманная цепочка материалов, которые последовательно готовят ребёнка к письму и чтению, а затем позволяют непосредственно их освоить. Одна из ключевых идей М. Монтессори, сформулированных на основе наблюдений за детьми, – овладение письменной речи идёт от письма к чтению, а не от чтения к письму.

Движение от письма к чтению имеет много достоинств. Оно в целом соответствует логике возникновения письменности. Прочесть то, что ты сам уже написал, и потому знаешь, о чём идёт в тексте речь, значительно легче, чем незнакомый чужой текст. Кроме того, в русском языке одна и та же буква передаёт различные фонемы, а вот фонемы почти всегда передаются одной и той же буквой. То есть, чтобы записать [с‘] вам точно нужна буква «с», а вот если вы видите в слове букву «с», то она может обозначать и [с] и [с‘].

Гораздо понятнее сначала записать «йожик», и прочитать такую облегчённую запись, а только потом научиться заменять «йо» на «ё». Основываясь на понимании присутствия «й» в ряде гласных букв, гораздо легче правильно прочитывать гласные, которые в письме либо обозначают два звука, либо влияют на прочтение предшествующей согласной. Если же вы идёте от буквы к звуку, почувствовать эту логику сложнее.

Знакомимся с Монтессори-материалами: шершавые буквы

Дидактические материалы Монтессори, обучающие письму, подразумевают первоначальное знакомство с прописными буквами, потому что их легче написать. Печатные буквы нужно выписывать штрихами, поэтому при письме нужно одновременно следить и за качеством и направлением линии, и за тем, когда штрих должен закончиться.

Прекратить, прервать действие – сложный навык сам по себе, поэтому прописные буквы, где прерывание линии сведено к минимуму, а сами буквы округлы, по-своему легче в письме.

Если ребёнок ходит в Монтессори-класс, то ему достаточно времени, чтобы проработать всю цепочку взаимопродолжающих материалов зоны языка. Если же малыш ходит в обычный сад, где проводит большую часть дня, и сталкивается там с требованиями другого подхода к обучению читать, то дополнительные занятия непосредственно с материалами Монтессори будут перегружать и запутывать ребёнка .

На полноценную свободную работу с материалами Монтессори будет слишком мало времени. Маловероятно, чтобы польза от таких дополнительных занятий перевесила вред.

Тем не менее, в некоторой степени логику подхода Монтессори к обучению письму и чтению можно учесть, даже если не этот подход будет для ребёнка основным.

Как учить буквы с детьми от 3 лет?

В раннем возрасте важно больше заниматься общим развитием крупной и мелкой моторики, развитием разговорной речи, знакомить детей с самой идеей того, что книга рассказывает историю, и эта история фиксирована, что эта неизменность текста связана с надписями. Если ребёнок прямо спрашивает о буквах: «Что это?», и вы видите, что он выделяет отдельную букву в слове, то можно прочесть её.

Лучшая подготовка руки к письму – свободное рисование и штрихование, раскрашивание, а также шитьё, лепка, захватывание мелких предметов пальцами.

Творчество в тоддлер-группе

Для чтения важно умение удерживать внимание, и оно развивается в любом сосредоточенном занятии, которое вызвало у ребёнка достаточный интерес, чтобы он повторял его снова и снова. Полезен навык слежения взглядом за движущимся объектом, например, шариком в шарогоне: похожее действие мы совершаем, пробегая взглядом по строке текста.

Если ребенок старше

К 4-5 годам дети, скорее всего, будут узнавать буквы зрительно, но моторное представление о букве будет требовать развития. Ощупывание крупных букв, обведение волнистых линий и букв (очень крупных, 5–10 см), срисовывание букв и орнаментов готовят к пониманию того, как из элементов складывается буква, и формируют её двигательный образ.

По-прежнему важно слушать книги, которые читают родители. В этом возрасте это могут быть уже достаточно объёмные тексты, со сложным сюжетом и небольшим количеством иллюстраций.

Немного про дошкольников

В шесть-семь лет (если ребёнок не проявил интереса к чтению ранее) можно начинать читать простые слова, а затем и тексты. Для этого сгодиться любой хороший букварь, в котором есть достаточно интересного материала для чтения, подобранного от простого к сложному.

Мне особенно нравится материал для чтения, приведённый в пособии Е. Федорина «Я учусь читать! Практическое пособие для родителей и гувернёров» и книге О. Узоровой, Е. Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Самое важное – не переставать читать детям вслух, когда они уже немного научились читать самостоятельно. Сохраняйте традицию совместного чтения хотя бы ещё несколько лет, до тех пор, пока ребёнок не сможет бегло читать «про себя» целые книги.

Важно поощрять детей к использованию письменной речи в повседневной жизни: пишите друг другу письма и записки, открытки и послания в печеньях с предсказаниями, вместе подписывайте работы в альбомах, делайте этикетки и инструкции. Это огромный простор для творчества и совместной деятельности, который придаёт письменности её истинный смысл.

[Источник: http://mchildren.ru/]

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

Что нужно знать еще?

Здравствуйте, уважаемые родители! Если ваши детки еще малы, то, думаю, вам будет интересна тема, как правильно учить буквы с ребенком. Ведь именно с этого шага начинается обучение чтению.

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало - судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Как определить готовность ребенка?

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).


На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития.
Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Как учить буквы – основные советы

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными - «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать 🙂 Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно.

Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по зоопарку, спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Хватает ли похвалы вашему ребенку?

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки.

Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине. Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

[Источник: http://r-kopilka.ru/]

Что говорят про возраст профессионалы?

Отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО:

— В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы. В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответст­венные за различение буквенных знаков. Конечно, ребёнка можно надрессировать. Если каждый день показывать ему карточку с буквой «И» и повторять: «И, и, и…», он запомнит. Но это запомнит и обезьянка. Это для него не знак, не буква, а абракадабра. И чем дальше, тем хуже.

Если ребёнка до 4 лет заставляют читать, формируется неадекватный механизм чтения. Он схватывает взглядом первые 2-3 буквы и угадывает слово. Не угадал — вынужден вернуться в начало. Бесконечное движение глаз «челноком» утомляет, ребёнок теряет смысл прочитанного, и в итоге теряется интерес к книге.

Необходимая для чтения зрелость мозга у большинства детей формируется к 5-6 годам и лишь у 20% — к 4-5. Более того, в 3 года ребёнок не обязан знать и цвета. Можно рассказывать, но не требовать. В 3-4 года надо расширять кругозор, развивать речь, правильное произношение, учить отвечать на вопросы и задавать их правильно.

Очень важно движение — ходить, стоять, подниматься по лестнице, брать мелкие детали, научить самостоятельно есть, петь, танцевать, слушать музыку, формировать ощущение ритма. В развитии ребёнка нет мелочей.

Важна даже организация питания — красиво накрыть стол, положить салфетки. Очень многие родители почти никогда не садятся за стол с ребёнком. Стараются накормить его побыстрее, потом отправить играть в игрушки и сесть за стол самим. Это неправильно, как неверно и заставлять доедать. Это формирует отвращение к еде.

[Источник: http://www.aif.ru/]

4 игры для детей

Когда метод итальянского педагога Марии Монтессори только-только стал известен в России, родители, увлеченные ранним развитием своих детей, самостоятельно вырезали шершавые буквы - один из главных элементов метода обучения чтению. Сегодня эту работу уже проделало издательство, и поклонникам метода надо лишь обзавестись готовыми карточками и пособием с упражнениями. Предлагаем несколько игр, которые познакомят ребенка с буквами.

Для того чтобы писать буквы, ребенок должен быть способен контролировать работу мышц своей руки. Следующие задания помогут малышу научиться управлять рукой с большей точностью и укрепить пальчики - ведь им предстоит в будущем крепко держать инструмент письма.

Вы можете очень рано предложить ребенку проделывать упражнения, которые, помимо всего прочего, добавят ему самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Чем дальше, тем легче ему будет наливать воду в стакан, намазывать масло на хлеб, разрезать фрукты, открывать и закрывать банки и бутылки. А чем больше малыш разовьет силу своей руки, чем скорее освоит контроль за ее действиями, тем проще ему будет научиться писать.

Рисовать пальцем на песке. или на манной крупе

То, что дети делают на пляже, вполне можно делать и дома, на кухне - достаточно насыпать манку на противень или в форму для выпечки.

Нарисуйте пальцем на поверхности крупы кружок, а внутри него два глаза и улыбку. Легонько встряхните противень, а когда ваш рисунок исчезнет, - предложите ребенку самому что нибудь нарисовать.

Рисуя с ребенком поочередно, можно сделать и общую - одну на двоих - картину: один из вас изобразит голову кошки, другой - уши, первый - кошачье тело, второй - хвост и так далее.

Знакомство с шершавыми буквами

В школах Монтессори дети изучают алфавит с помощью шершавых букв: Мария Монтессори обнаружила, что маленькие ребятишки лучше всего усваивают что бы то ни было, если одновременно трогают, слушают и смотрят. Если ребенок трогает шершавые буквы, глядя на них и слушая соответствующие им звуки, ему легче усвоить, какая форма буквы отображает какой звук.

Приготовьте к началу занятия с шершавыми буквами корзинку, заполненную предметами, названия которых начинаются со звуков, соответствующих каждой букве алфавита.

Выберите из набора шершавых букв три, очень не похожих одна на другую начертанием и соответствующим букве звуком, например: м, с и а.

Возьмите одну букву - например, м - и положите ее на стол перед собой и ребенком. Скажите: Вот буква, которая обозначает звук [м-м-м] (Это [м]). Медленно проведите сложенными вместе указательным и средним пальцами по букве, одновременно произнося звук [м-м-м]. Повторите это еще раз. Указательный и средний - те пальцы, которые должны будут оставаться прижатыми один к другому, когда позже ребенок возьмет в руку карандаш.

Спросите ребенка: Ты можешь произнести звук, который обозначается этой буквой? Звук [м]? Обычно ребенок, повторяя за вами, отвечает на такую просьбу мычанием: М-М-М. Подтвердите ему, что он не ошибся: Да, это [м-м-м] . Повторение звуков - очень важный момент.

А теперь предложите ребенку провести пальчиками по букве, одновременно произнося звук. Благодаря этому он сможет воспринять букву сразу во всех сенсорных параметрах: аудиально (он произносит звук, следовательно, слышит его), тактильно (он трогает букву) и визуально (он смотрит на букву).

Достаньте из корзинки предмет, название которого начинается со звука, обозначаемого выбранной буквой. Допустим, это будет мандарин. Скажите: [М] - с этого звука начинается слово мандарин и положите мандаринку перед собой.

Точно таким же образом проработайте с ребенком вторую, а затем и третью выбранную вами букву. Проводите такие занятия ежедневно - и ежедневно, прежде чем знакомиться с новыми буквами, вы можете повторять вместе с ребенком уже ему известные, чтобы он осознавал, сколько букв знает.

Если малыш подзабыл одну из знакомых ему букв, не колеблясь, включайте ее в тройку тех, с которыми собираетесь сегодня работать.

В конце занятий скажите ребенку, что он может когда угодно попросить вас, чтобы вы поиграли с ним в шершавые буквы, но что он может играть в них и один. Чем сильнее у малыша будет желание этим заниматься, тем быстрее он будет продвигаться вперед. Постарайтесь посвящать игре с тремя шершавыми буквами ежедневно десять минут, но не показывайте ребенку больше трех новых букв за один раз. Зато когда он будет играть один, он может, если захочет, и сам открывать новые буквы.

Звуки, буквы и картинки

Вам понадобятся шершавые буквы и конверты с карточками: на них будут изображены предметы, названия которых начинаются со звуков, соответствующих различным буквам алфавита.

Как изготовить карточки? Возьмите журналы, почтовые открытки, старые книги, из которых можно вырезать, ножницы, клей, листы картона, конверты и маркер. Вырежьте по шесть-восемь картинок с предметами, названия которых начинаются со звуков, соответствующих каждой из букв алфавита (например: авокадо, ананас, арка, автомобиль, аквариум, астры).

Вы заметите, что одни буквы легче проиллюстрировать, другие - труднее. Наклейте каждую картинку на квадратную картонную карточку со стороной 10 см, положите каждый набор карточек в плотный конверт и аккуратно напишите на каждом конверте соответствующую письменную букву (например, а).

Как играть? Выберите звук - например, [а] - и предложите ребенку провести пальчиками по соответствующей ему шершавой букве в правильном направлении, произнося при этом: [а-а-а].

Выньте из конверта картинки с предметами, названия которых начинаются на [а]: авокадо, ананас и так далее. Предложите ребенку обвести букву, произнести звук, которому эта буква соответствует, и приложить букву, обозначающую этот звук, к картинке.

А теперь предложите ему открыть другой конверт, третий, можно и больше - до пяти. Продолжать занятия можно до тех пор, пока ребенок полон энергии, а прекращать их надо еще до того, как он устанет.

Этот вид деятельности поможет малышу соединить в сознании понятие буквы и ощущения, которые возникли у него от ее изображения и соответствующего ей звука.

Попросите ребенка, встав на цыпочки, дойти до буквы т, положить руку на букву ф, допрыгать на одной ножке до буквы с, потом поставить локоть на букву и и так далее. Произносите буквы четко, не забывая о правилах фонетики.

Дальше — интереснее!

Современные родители порой впадают в крайности в вопросах развития и обучения ребенка. Одни занимаются с малышом буквально с пеленок, другие считают, что нужно оставить чадо в покое и не лишать его счастливого и беззаботного детства. Но если вы задумываетесь не только о том, как научить ребенка алфавиту, но и о том, нужно ли это делать, ответим однозначно: нужно.

Ведь буквы окружают нас повсюду. И если вы будете ненавязчиво знакомить с ними сына или дочь с раннего возраста, ребенок будет знать, что это такая-то буква так же легко, как знать, что это собака, это кошка, а это голубь.

К тому же, некоторые дети сами интересуются буквами, и родителям ничего не остается делать, как научить ребенка азбуке уже в 2-3 года. Помните главное правило: ненавязчивость.

Зачем учить ребенка алфавиту

Конечно, карапуз 4-5 лет выучит все буквы намного быстрее, чем двух или трехлетний малыш, который быстро утрачивает интерес к занятиям и быстро все забывает. Это приводит родителей к мысли о нецелесообразности такой работы. Но при раннем обучении буквы совершенно естественно войдут в жизнь вашего ребенка.

Помните, что раннее развитие нужно вовсе не для того, чтобы похвалить своего кроху на детской площадке перед другими мамочками. Некоторые малыши в полуторагодовалом возрасте знают все буквы, к двум годам начинают сливать их в слоги, а к трем благополучно забывают об этом слиянии. У двухлетнего ребенка просто нет потребности в чтении.

Ранее знакомство с азбукой не делает из детей гениев, а только способствует развитию их природных способностей, являясь в то же время полезным и увлекательным способом совместного времяпрепровождения детей с родителями.

Как научить алфавиту ребенка 1-3 лет

Есть родители, руководствуют девизом «учиться никогда не рано». Они развешивают буквы, нарисованные на листе А4 в комнате малыша до года. На одном листе должна быть только одна буква. Когда ребенок не спит, его подносят к буквам и называют их. Время от времени следует менять расположение букв на стене и заменять одни буквы другими.

Интересные буквы-игрушки

Для ребенка старше годика можно приобрести коврик-паззл с буквами, а после двух лет -магнитную азбуку (только нужно следить, чтобы магнитики из букв не выпадали – ребенок может случайно проглотить их).

Обратите внимание на то, что учить ребенка нужно звукам, а не буквам. То есть произносить Н, а не ЭН, М, а не ЭМ. Именно поэтому следует отказаться от электронных пособий, в которых ребенок нажимает на изображение, слышит букву и слово, которое с неё начинается, а иногда ещё и песенку или скороговорку.

Ребенок вряд ли поймет, почему под буквой ЭФ нарисован футболист, а под буквой Ы -сыр. Гораздо легче ему будет, если данная буква будет называться просто Ф и Ы.

Очень вкусные буквы

Можно выложить буквы из фруктов или испечь печенье в виде букв. Такую азбуку предложите ребенку уже в 1,5-2 годика. Ведь карапуз исследует окружающее на ощупь и на вкус. Почему бы этим не воспользоваться. Обычную трапезу можно превратить в веселое занятие. Начинать лучше с гласных, ведь их легче напевать. Складывайте азбуку из соломки, сухариков, мармеладок, веточек зелени.

Рукотворные буквы Hand-made

Делайте буквы из пластилина или соленого теста, вырезайте их из цветной бумаги. Буквам можно приделать ножки, и они будут ходить друг к другу в гости. Можно нарисовать букву на листе бумаги и попросить ребенка закрасить её. А можно на одном занятии «убить двух зайцев». Нарисовав на листе А4 любую букву, вырежьте много одинаковых геометрических фигур, например, треугольников. Заклеив внутри большую букву А маленькими треугольниками, ребенок запомнит и букву, и фигуру.

Буквы-родственники и друзья

Оригинальный способ научить ребенка азбуке – ассоциировать буквы с фотографиями родных и близких людей. М – мама, П – папа, Д – дед, В – Вова, И – Ирина и т. д. Игра увлекательная, коллекцию фото можно постоянно пополнять, а также дополнять коллекцией рисунков.

Например, после похода в зоопарк, рядом с буквой Т может появиться тигр, а рядом с буквой О – обезьяна. Фотографировать и рисовать можно автобусы, машины, деревья, детскую площадку. Все, что окружает ребенка, может найти отображение в вашей домашней азбуке.

Как научить азбуке ребенка старше 4 лет

Песочница на дому

У детей этого возраста мелкая моторика уже развита лучше, поэтому ребятам можно предложить складывать буквы из веточек, конструктора, камешков и крупы. В большой поднос насыпьте различные крупы, на листе картона начертите букву и промажьте её клеем. Пусть малыш сверху сыпет мелкую крупу – гречку, рис, кукурузу.

Так будет развиваться и мелкая моторика, и воображение.

Настольные игры с буквами

Обратите внимание на лото и кубики с буквами: чем проще изображение буквы, тем лучше. Ведь рисунки могут попадаться незнакомые, что только собьет малыша с толку. Кстати, кубики можно изготовить вместе с ребенком из цветного картона. Повторяйте звучание букв в процессе игры. В продаже можно найти домино с азбукой и другие игры-бродилки с буквами.

Есть множество методик в помощь родителям. Выбирайте ту, что ближе вам и ребенку. Рассмотрим самые популярные из них.

Методика Елены Бахтиной построена на ассоциациях. Основной инструмент обучения – книга «Букварь для малышей от двух до пяти». На каждой страничке – одна буква и пояснения для родителей мелким шрифтом. Кроме того, имеются страницы с такими же буквами, которые нужно вырезать и наклеить на плотный картон.

Получается, что с буквами можно играть. Они становятся друзьями. У буквы Г клювик и красные лапки, у буквы З – мягкие пушистые заячьи уши, Д выполнена в виде домика, а буква Я вся в конфетах (какой малыш не любит конфет?).

Методика Николая Зайцева подразумевает обучение не буквам, а сразу складам, хотя и буквы тут имеются тоже. Основной комплект – кубики (кубики Зайцева), которые родители должны склеить самостоятельно, наполняя их металлическими и деревянными элементами строго по инструкции, а также таблицы со складами, которые займут половину стены. Зато ребенок увидит все склады в системе, а наполнение, размер и цвет кубиков поможет ему различать глухие и звонкие, мягкие и твердые склады.

Обучив ребенка алфавиту и научив его читать, родителям останется лишь поддерживать интерес чада к чтению, приобретая увлекательную детскую литературу. Тогда он будет любить книги не меньше, чем мультики. А ребенок, прочитавший до школы пару сотен книг, заметно опережает в развитии своих нечитающих сверстников. В будущем малышу буду обеспечены лидирующие места везде – в школе, гимназии, вузе. Ведь чтение – основа любого обучения.

Современные дети рано начинают пользоваться компьютером и обладают знаниями, которых их родители в таком возрасте еще не имели. Поэтому сейчас становятся особенно актуальны современные интерактивные обучающие пособия.

Педагоги «Президентской школы» создали серию обучающих пособий с учётом особенностей развития современного ребёнка, новейших достижений педагогики, психологии, возрастной физиологии, собственного многолетнего опыта работы с дошкольниками и предлагают эффективное решение для качественной подготовки современных детей к дальнейшему обучению!

Занятия по книге помогут ребёнку:

Аннотация

Книга составлена в соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному образованию и воспитанию и будет отличным помощником родителям и педагогам в обучении и развитии детей 3-4 лет. Выполняя несложные упражнения, малыш быстро выучит буквы и научится обводить их по пунктирным линиям, будет соединять предметы, названия, которых начинаются на одну и ту же букву, сможет развить творческие способности, превращая буквы в различные предметы, а также внимание, память, мышление.

Задания, ориентированы на реальные возможности детей и расположены по мере усложнения. Книга адресована талантливым любознательным малышам, их родителям и педагогам и может быть использована, как дома, так и на групповых занятиях.

[

Рано или поздно, каждому малышу придется столкнуться с первыми шагами на пути к образованию. Изучение алфавита в некоторых детских садах начинается довольно рано, однако, как правило, эта обязанность ложится на плечи родителей ребёнка. В столь юном возрасте ваше чадо не сможет изучать буквы со всей серьезностью – к процессу нужно подойти играючи, заинтересовав малыша. Пробуйте разные способы заучивания, чтобы они не успевали наскучить ребёнку. Кроме этого, меняя способы и игры, вы даете малышу посмотреть на процесс с разных сторон: запомнить и написание, и произношение звука. Возможно, он даже заинтересуется прописным написанием некоторых букв, чтобы похвастаться в садике. Выберите несколько понравившихся вам способов из приведенных ниже и попробуйте заучить алфавит с ребенком быстро.

Как выучить с ребенком алфавит играючи

Любой процесс можно обратить в игру, даже такой монотонный, как зубрежка алфавита. Вспомните детские игры вашего детства и подумайте, как это можно использовать.

Ассоциации

Каждая буква похожа на тот или иной предмет из нашей повседневной жизни. Например:

  • Букве “О” можно пририсовать ручки и глаза, либо хвостик и рожки, чтобы получилась Овечка.
  • “Д”, как правило, ассоциируют с Домиком.
  • “Н” может стать лестницей или рельсами.

Для начала стоит привить эти ассоциации ребёнку, только потом начать выстраивать их в порядке алфавита. Вы можете придумывать истории, в которых предметы появляются один за другим. Предположим, буква “А” – это дом, а “Б” – бочонок. Начните историю с постепенного ввода алфавита: “В домике на старом холме стоял деревянный бочонок…”

Магнитные и говорящие азбуки

Эти игрушки можно найти в любом детском магазине. Плюс говорящей азбуки огромен: она наглядно показывает, какая буква за какой идёт и, при воспроизведении, называет правильные звуки. У малыша будет работать и зрительная, и слуховая память.

Магниты можно повесить на холодильнике, либо специальной доске в комнате ребенка. Эта игра хороша для проверки знаний: перемешайте все магниты между собой и скажите ребенку выложить алфавит заново. Для этой же цели можно купить кубики с буквами, но они занимают гораздо больше места и привлекают внимание детей по 3-4 года, нежели в пять лет и старше.

Выбирайте такую азбуку, которая произносит именно звуки – “эн”, “ф”, “в”. Если малыш запомнит буквы – “фэ”, “вэ”, то у него возникнут проблемы в школе.


Как выучить с ребенком алфавит в творчестве

Здесь помогут краски, фломастеры, вышивки – любые предметы, которые заинтересуют ребенка.

Рисуйте буквы

Можете самостоятельно задавать ребенку тему рисунка, например, сделать все буквы зданиями либо, нарисовать их в виде морских обитателей. Вы сами заинтересуетесь творческим порывом малыша и весело проведете время. Как только ребенок закончит рисунки, выкладывайте их в алфавитном порядке. Не выкидывайте рисунки, обратитесь к ним вечером снова и опять выложите в нужном порядке.

Лепите алфавит

Здесь тоже можно разнообразить процесс: меняйте пластилин на полимерную глину, затем на жвачку для рук, затем на новые материалы. В процессе лепки пирогов, вы можете дать ребенку кусочек теста: пусть слепит букву, а вы её запечете.

Интересен вариант с полимерной глиной – этот материал застывает в духовке и становится полноценной твердой игрушкой. Вылепив из неё буквы один раз вы получите набор игрушек разных цветов, сделанных ребенком самостоятельно.

Разукрашивайте

Некоторым малышам больше нравится разукрашивать, чем рисовать. Это тоже не проблема, ведь можно распечатать любые буквы из интернета и дать их ребенку. Меняйте шаблоны, чтобы они не успели надоесть.


Как выучить с ребенком алфавит – песенки и стишки

В сети интернет вы можете найти много стишков, песен, загадок на тему алфавита. Сохраните себе в закладки один из таких сайтов, например, этот . И вы всегда сможете заинтриговать ребенка. Загадайте ему загадку, а за решение предложите маленькую сладость, либо попросите порадовать второго родителя, исполнением песенки с алфавитом. Такой способ по достоинству оценит и воспитатель в садике.

Изучение алфавита – важный этап начала обучения, однако, делать это нужно только тогда, когда ребенок в настроении и готов повторять за вами. В остальных случаях, игры лучше отложить.


Каждый родитель все свободное время уделяет развитию своего малыша, используя при этом разные методики. Спустя какое-то время у родителя обычно возникает справедливый вопрос: как научить ребенка алфавиту? Самому или нет?

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

В каком возрасте нужно начинать обучение?

Единственно правильного ответа на этот вопрос нет, существует очень много разных теорий и суждений по этому поводу. Одни ученые поддерживают мнение, что раннее детство (от 1,5 года) — отличный период, чтобы легко и быстро выучить алфавит, другие придерживаются методики обучения детей с 3-4 лет, а третьи и вовсе говорят о целесообразности изучать азбуку уже в начальной школе под четким присмотром специалистов и по определенной программе.

b"> Подготовка к изучению алфавита

Если вы приняли решение начать изучение алфавита с раннего возраста, стоит немного подготовиться к такому важному процессу. Основные этапы подготовки к дошкольному изучению букв:

  • пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу для совместного чтения и переворачивает страницы;
  • обязательно рассказывайте, что изображено на рисунках, какие действия и эмоции они изображают;
  • пересказывайте друг другу прочитанную сказку или стихотворение простым языком;
  • обзаведитесь необходимой литературой, азбуками и букварями, кубиками и другими нужными для обучения инструментами;
  • изучите разные методики и способы подачи информации, которые позволят быстро и легко выучить алфавит дошкольном возрасте;
  • выберите тот способ изучения, который больше всего подойдет вам, как родителю, педагогу, и вашему ребенку.

c"> Как выучить алфавит с малышом?

По своей природе маленькие дети воспринимают и познают мир в игровой форме. Именно игра — наиболее эффективный способ, чтобы легко выучить алфавит и научиться составлять слоги еще до начальной школы. Существует несколько подходов к этому увлекательному процессу.

Наиболее действенный и распространенный способ запоминания букв — это визуализация. Для обучения отлично подойдут картинки с рисунками и нарисованными буквами или кубики. Картинки можно развешивать и раскладывать по комнате, показывая их время от времени ребенку и называя букву и слова, которые начинаются с нее. Со временем задачу можно усложнить: разрезать картинки на несколько частей, создав небольшой пазл, который ребенку будет интересно собирать. С кубиков можно строить башни и замки, выискивая при этом знакомые составляющие алфавита. При этом звуки можно «пропевать», чтобы развивать восприятие на слух.

Не менее эффективной для ребенка при изучении алфавита является магнитная доска с буквами и цифрами. Буквы можно размещать как на доске, так и на холодильнике или другой подходящей поверхности, составлять слоги и слова. Такой метод приучает малыша к самостоятельности и усидчивости, а также хорошо развивает мелкую моторику рук.

Еще одним вариантом изучения алфавита служат буквы, сделанные своими руками. Их можно вырезать из бумаги и раскрашивать, лепить из пластилина или теста, выпекать, вышивать, или шить из фетра. Так, кроме изучения алфавита, малыш сможет научиться и другим полезным вещам, а сам процесс будет веселым и занимательным.

d"> Изучение букв после 3 лет

В возрасте 3-4 лет дети становятся достаточно самостоятельными, но игровые формы восприятия новой информации так же актуальны. Став старше, малыши стают более усидчивыми, поэтому и учиться в течение дня они могут дольше.

В 3-4 года с дитем можно смело рисовать и лепить, давая все больше воли фантазии и направляя энергию в нужное русло, складывать алфавит из мелких предметов, мозаики, камушков (в этом возрасте они перестают тянуть в рот все подряд, поэтому пропадает необходимость подальше держать мелкие частички и игрушки).

Хорошим способом быстро выучить алфавит будет проведение тематических прогулок, когда малыш называет все предметы на конкретную букву рядом с собой. Это не только позволит запомнить нужный звук, но и научит правильно говорить и расширит словарный запас дошкольника.

Если ваш ребенок любит активные игры, то вы можете вместе с ним делать на улице гимнастический алфавит, изображая разные буквы. Такой способ не только укрепляет физическое здоровье малыша, но и учит смекалке, быстрой реакции и фантазии. Со временем можно усложнить задание — не только показывать составляющие алфавита, но и угадывать те, которые показывает кто-то из вас. Если же на детской площадке найдете несколько единомышленников, то сможете складывать целые слова и предложения.

Не стоит пренебрегать и возможностями современных технологий. Для помощи родителей существует очень много разных мультфильмов, песенок и сказок, которые облегчают процесс изучения алфавита. Вместе с обычными занятиями и играми они помогут достичь правильного результата быстро и просто.

Как научить ребенка алфавиту в 5 лет?

В 5 лет ребенок уже понимает значение звуков и алфавита в нашей жизни, знает, из чего складываются слова, предложения и целые истории. Поэтому интерес к чтению у него становится все сильнее, что позволяет ему выучить азбуку за очень короткое время.

Отлично для таких детей подходят книги и тетради, которые используются в начальных классах, интерактивные методы (программы на телефонах и планшетах, игры на компьютере, говорящие буквари).

Пятилетние дети легко запоминают алфавит, понимают разницу между звуками и буквами, составляют слоги с кубиков и картинок, лепят их с пластилина и выкладывают мелкими предметами. А шестилетнего ребенка уже можно начинать учить английскому алфавиту.

В каком бы возрасте вы не решили научить ребенка алфавиту, стоит помнить:

  • занятия не должны быть долгими, для начала достаточно 10-15 минут в день, но учиться по такой программе нужно регулярно;
  • проходить занятия должны в форме игры, весело и ненавязчиво;
  • в течение дня нужно повторять выученный материал, называя слова со знакомыми буквами;
  • называйте звуки, а не буквы («к», а не «ка», «м», а не «ем»), чтобы у ребенка не возникло в будущем проблем с составлением слогов;
  • учите алфавит по конкретной методике, систематично, используя рекомендованные дошкольникам пособия;
  • нельзя показывать ребенку своего недовольства или раздражения, ругать и наказывать малыша, если у него что-то не получается, основа успешных занятий — терпение и понимание родителей;
  • позволяйте малышу самому рассматривать книги, читайте его любимые сказки и рассказы.

И главное в этом деле — правильный результат, а не скорость и количество выученного материала. Занятия должны проносить удовольствие вам и ребенку, если же он не проявляет интереса к тому, что вы объясняете — отложите эту затею на другое время, когда она будет проходить более эффективно и динамично.

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .