За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек.

Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями - всё это происходит посредством общения.

Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда - голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности.

Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов - достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро. Давайте рассмотрим эти признаки.



Речь

В нашем общении непосредственно на слова приходится 20-40% передаваемой информации, то есть меньше половины. Всё остальное - это невербальная (то есть несловесная) информация. Способы её передачи изучает такой раздел языкознания, как паралингвистика.

Паузы - наиболее распространённый признак обмана. Они могут быть либо слишком продолжительными, либо частыми. Наличие междометий - «гм», «ну», «э-э» - тоже свидетельствует о том, что вам, возможно, говорят неправду или что-то недоговаривают.

Повышение тона - вероятный признак. Речь становится громче и быстрее, человек испытывает возбуждение. Причины могут быть разные - гнев, восторг, страх. Но может быть и ложь.

Бесполезные факты . Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.

Ответ в стиле «сам догадайся» . Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос - это лишь косвенный ответ.
Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» - то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя нужно отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо.
Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.

Как вы спросили - так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.

Анекдот вместо ответа . Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику - обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.

Речь на разных скоростях . Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца - есть высокая вероятность сбиться и запутаться



Тело

Прежде всего следует обратить внимание на позу собеседника

Хорошо известны «закрытые позы» - скрещённые руки-ноги. Они говорят как минимум о том, что собеседник не очень склонен к общению с вами. Человек может выглядеть расслабленным, но попытки спрятать руки, сложить их на груди или в замок на коленях выдают его. Не факт, что он вам врёт - но явно хочет от вас что-то скрыть, не проговориться.

Бывает, что лжец съёживается, будто стремится занять как можно меньше места.

Ещё одна поза: если человек во время беседы делает шаг назад, скорее всего, он сам не верит в то, что излагает вам.

Бывают «оговорки в жестах», своего рода невербальные утечки информации. Не каждый лжец допускает их, но, если они случаются, это надёжный знак о его намерениях.

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами.

Наиболее распространённые жесты обмана:

Непроизвольное пожатие плечами говорит о равнодушии, о том, что человеку всё равно. А если он дёргает одним плечом - значит, врёт с очень высокой долей вероятности.

Потирание глаз. Когда ребенок не хочет на что-то смотреть, он закрывает глаза ладошками. У взрослого этот жест т рансформируется в потирание глаза. Таким образом мозг пытается блокировать что-то неприятное для нас (обман, сомнение или неприятное зрелище).
У мужчин это более выраженный жест — они трут глаза, будто им соринка в глаз попала.
У женщин этот жест менее заметен и вполне может сойти за поправление макияжа, так как дамы обычно потирают аккуратно пальчиком нижнее веко.
Но и тут стоит быть внимательным — вдруг и вправду соринка попала или ресничка!

П рикосновение к носу (зачастую быстрым, неуловимым движением) тоже бывает признаком вранья. Этот жест называют «симптомом Пиноккио»
Помните сказу про Пиноккио, где его нос начинал стремительно расти, когда он врал? На самом деле физически этот процесс и вправду происходит — в организме выделяются особые вещества кателохамины, которые приводят к раздражению слизистой носа, также повышается давление, усиливается кровоток и нос и вправду немного увеличивается. Но это не заметно, зато заметно, как ваш собеседник начинает тянуться к носу и почесываться его.
Прикрытие рта рукой либо покашливание в кулак, по мнению психологов, показывает желание подавить произнесение собственных лживых слов, не дать им вырваться наружу.
Смахивание воображаемых пушинок с одежды . Собеседник не одобряет услышанное. Он не хочет (или не может) об этом сказать вслух, но жест выдаёт его мысли.
Оттягивание воротничка.
Знакомый жест, правда? Как-будто становится душно и человеку тяжело дышать. Обман приводит к повышению давления и усиленному потоотделению, особенно если обманщик боится быть пойманным на лжи.

Ещё к жестам обмана можно отнести

Потирание мочки уха.
Вернемся к нашим обезьянкам! Это жест «ничего не слышу». Обычно он сопровождается взглядом в сторону. Варианты этого жеста: потирание мочки, почесывание шеи за ухом, ковыряние (уж простите) в ухе или скручивание его в трубочку.

Почесывание шеи.
Как правило, люди делают это указательным пальцем той руки, которой они пишут. В среднем человек почесывает шею 5 раз в день. Этот жест означает сомнение. То есть если вам человек говорит что-то вроде «Да-да! Я с вами совершенно согласен» и при этом тянется, чтоб почесать шею, это означает, что на самом деле он не согласен и сомневается.


Пальцы во рту.
Самый яркий персонаж с пальцем во рту, это Доктор Зло из фильма об Остине Пауэрсе. Он практически всегда держит свой мизинец около рта. Это бессознательная попытка человека вернуться в состояние безопасности, которое обычно ассоциируется с младенчеством и сосанием той же соски. Взрослый человек сосет сигару, трубку, дужки очков, ручку или жует резинку. Большинство прикосновений ко рту связанны с обманом, однако это также говорит еще и о том, что человек нуждается в одобрении. Возможно он врет потому что боится, что правда вам не понравится.

Обратите внимание на такой жест, как выставленный средний палец руки . Он может просто лежать на колене либо человек невзначай коснётся им своего лица. Это жест враждебности и скрытой агрессии: собеседник будто бы посылает вас куда подальше.

Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то.
Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз - это, возможно, тоже попытка закрыться.



Эмоции

Поведение человека разительно отличается в зависимости от того, говорит он правду или лжет.

Если ложь имеет место, то эмоции человека будут намного глубже и более чувственны. Любая ложь подразумевает наличие какой-либо определенной маски, которую человек одевает на себя и выстраивает соответствующую линию своего поведения. Зачастую, «маска» и другие эмоции смешиваются между собой. К примеру, легкая улыбка - маска удовольствия, если это чувство на самом деле не испытывается, смешивается с признаками страха, грусти, отвращения или гнева. В случае с искренней радостью, нашему взору предстанет не только улыбка, но и движение мышц, расположенных вокруг глаз.


Плохая реакция . Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу.
Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает.

Выражения лица, длящиеся 5-10 секунд, как правило, являются фальшивыми. Большинство искренних эмоций проявляются на лице лишь несколько секунд. Иначе они будут выглядеть как насмешка. Например, удивление, не проходящее у человека более 5 сек - фальшивая эмоция.
У искреннего человека слова, жесты и мимика синхронизированы. Если кто-то кричит: «Как вы мне надоели!», а гневное выражение лица появляется только после реплики, - гнев, скорее всего, поддельный.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.


Поведение при провокациях

Учащение дыхания, вздымание грудной клетки, частое сглатывание, выступающая испарина - это признаки сильных переживаний. Не исключено, что вам врут. Румянец - признак смущения, но смутиться можно и от стыда за враньё.

А хоккей на траве вы любите? При попытке с вашей стороны резко сменить тему, человек, говорящий неправду, воспримет это с облегчением, поддержит вашу инициативу, ведь он понимает, что чем меньше вы будете говорить с ним, тем меньше шансов у него «проколоться» и выдать себя. Если собеседник искренен, то его естественной реакцией будет непонимание причины смены темы, неудовлетворённость, что его рассказ не дослушали. Он попытается вернуться к теме разговора .

Не нравитесь вы мне, ребята… Если у вас появляются сомнения по поводу правдивости слов собеседника, МирСоветов советует неявно показать, что не верите рассказу собеседника: после его ответа на очередной вопрос выдержите паузу, посмотрите пристально, с недоверием. Если с вами не честны, это вызовет смущение, неуверенность. Если человек говорит правду, то часто он начинает раздражаться, пристально смотреть на вас. В нём можно отметить следующие перемены: пропадает смущение, губы сжимаются, брови хмурятся.


Движения глаз

Верно говорят, что глаза - зеркало души. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений.

Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

Если человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи.

А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос...

Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что для многих ложь - это всё-таки . Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

Задавая вопрос, обратите внимание на движение глаз в тот момент, когда человек отвечает. Когда человек действительно пытается вспомнить все подробности и рассказать вам, он смотрит вправо. Когда человек придумывает, взгляд устремляется влево.

Обычно когда человек что-то вспоминает (придумывает) он смотрит не просто в сторону, а вниз (вправо вниз, влево вниз)

Смотрите схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

Давайте представим, что на рисунке - лицо вашего собеседника. Далее, во избежание путаницы, договоримся писать относительно вас, когда вы смотрите на «лицо собеседника», а в скобках будут указания относительно самого изображённого на схеме лица

Вы видите, что глаза собеседника

  • Смотрят влево и вверх от вас (человек смотрит в правый верхний угол), это говорит о конструировании картинки.
  • Вправо и вверх от вас (у него это левый верхний угол) - обращение к визуальной памяти.
  • Смотрят влево (для собеседника правая сторона) - придумывает звук,
  • вправо (для него левая сторона) - старается вспомнить то, что слышал.
  • Глаза внизу и слева (нижний правый угол) - проверка ощущений и чувств.
  • Внизу и справа (нижний левый угол) - размышляет над ситуацией, беседует сам с собой.
  • Если взгляд прямой , то человек воспринимает информацию.

Например, если вы спросили своего начальника о дате зарплаты, и, отвечая, он посмотрел вниз и вправо относительно вас, то он об этом задумался впервые и формирует ответ «на лету», размышляет. А если просто вправо, значит, говорит то, что слышал раньше от вышестоящего начальства.

Обратите внимание на такой нюанс: если вы говорите с левшой, то левая и правая сторона зеркально противоположны. Это также справедливо и для правшей, у которых левое полушарие, всё же, преобладает над правым, например, т.н. переученные левши.

Бытует мнение, что прямой взгляд глаза в глаза символизирует об искренности человека, если же глаза отводятся, то говорят, что некто «прячет» глаза и что-то скрывает. В действительности, это не так. В процессе разговора часто необходимо прервать зрительный контакт, чтобы сфокусироваться на кой-то мысли, задуматься, вспомнить.
По материалам bskltd.ru , mirsovetov.ru


Интересный факт:

Ученые из Университета штата Нью-Йорк в Баффало разработали высокотехнологичный полиграф. Основываясь на движениях глаз, он распознает, когда человек говорит правду, а когда ложь. Как утверждают исследователи, их система способна определить лживое высказывание с точностью более 80%.

Новая система была протестирована на добровольцах. До начала эксперимента им было предложено загадать, украли ли они чек, который был выписан на имя политической партии, которую они не поддерживают. Рядом с испытуемыми садился дознаватель, который сначала задавал вопросы, не относящиеся к теме, а затем напрямую спрашивал о "воровстве".

В это время программа при помощи веб-камер отслеживала нарушение траектории движения глаз, скорость моргания и частоту, с которой участники эксперимента переносили взгляд. В результате система смогла успешно определить ложь в 82,2% случаев, тогда как у опытных следователей этот коэффициент составил около 60%.

Как распознать ложь по мимике и жестам:

Следует заметить, как в природе не существует двух одинаковых личностей, каждый человек индивидуален по-своему, так не существует и универсального набора сигналов, выявляющих ложь. Поэтому, все признаки необходимо тщательно анализировать в контексте сложившейся ситуации, и, обращать внимание и на голос, и на эмоции, и не забывать о движениях тела. Язык может лгать, но тело лгать не умеет.

Однако, будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа:о).

А как Вы думаете,

Обычно наши глаза «следуют» за нашими мыслями, и порой, просто смотря нам в глаза, другие люди могут понять, о чем мы размышляем. Вы наверняка согласитесь, что читать мысли другого человека по его глазам является очень полезным навыком? Благодаря этому каждый сможет понять, обманывают ли его или определить, интересно ли вашему собеседнику то, о чем вы ему рассказываете. Этим полезным навыком в совершенстве владеют игроки в покер.

«Глаза в глаза» . Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт - человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии вашего собеседника к вашему разговору.


Человек смотрит вверх . Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный «жест» означает проявление снисходительности.


Если человек смотрит в верхний правый угол , он визуально представляет себе хранимую в памяти картинку. Попросите кого-нибудь описать внешность какого-то человека, и ваш собеседник обязательно поднимет глаза вверх и посмотрит вправо.


Если человек отводит глаза в верхний левый угол , это свидетельствует о том, что он наглядно пытается себе что-то представить. Когда мы пытаемся использовать свою фантазию для того, чтобы зрительно «нарисовать» какую-то картинку, мы поднимаем глаза вверх и смотрим влево.


Если ваш собеседник смотрит вправо , это означает, что он пытается вспомнить что-то. Попробуйте попросить кого-нибудь вспомнить мелодию песни, и человек обязательно бросит взгляд вправо.


Смотря влево , люди придумывают звуки. Когда человек представляет себе какой-то звук или составляет новую мелодию, он смотрит влево. Попросите кого-нибудь вообразить звук гудок машины под водой, и он непременно взглянет влево.


Если ваш собеседник опускает глаза и смотрит вправо , этот человек ведет так называемый «внутренний» диалог с самим собой. Ваш собеседник может обдумывать что-то сказанное вами, или может размышлять над тем, что сказать вам дальше.


Если человек опускает глаза вниз и смотрит влево , он думает о своем впечатлении, полученном от чего-либо. Спросите собеседника, какие чувства он испытывает в свой день рождения, и прежде чем ответить вам, человек опустит глаза и взглянет влево.


Опустив глаза , мы показываем, что чувствуем себя не очень комфортно или даже смущенно. Зачастую, если человек стесняется или не хочет разговаривать, он опускает глаза. В азиатской культуре не смотреть человеку в глаза, опустить взор вниз при разговоре собеседником является нормой.

Эти «правила» обычно соблюдаются всеми нами. Но левша делают все наоборо т: правша смотрит вправо, левша влево, и наоборот.

Как определить, что вам врут?

Нет абсолютно верного алгоритма, по которому можно определить, врет ваш собеседник, или нет. Лучший вариант – задать элементарный вопрос, например, «какого цвета твоя машина?». Если человек поднимет глаза и взглянет вправо (или влево, если он левша), то ему вполне можно верить. Таким образом, в будущем можно понять, обманывают вас или же нет.

Например, рассказывая вам о том, что произошло в классе, ваш друг смотрит вправо; говоря о своих каникулах, он постоянно поднимает глаза вверх и бросает взгляд вправо. Скорее всего, все сказанное им – правда. Но когда он делится с вами впечатлениями о прекрасной девушке, которую он встретил на днях, и его глаза устремлены в верхний левый угол, вы можете сделать вывод, что он явно «приукрашивает».

Научившись контролировать свой взор, человек может заставить других безоговорочно верить ему. (Как же можно соврать, смотря человеку прямо в глаза?)

Исследования показывают, что информация, поступающая в человеческий мозг, распределяется следующим образом: 87 процентов идет через глаза, 9 - через уши и 4 процента - через остальные органы чувств.

Оказывается, одинаковые мысли человека вызывают одинаковое выражение глаз. И если выучить несложную науку чтения взглядов, то можно даже читать мысли! Так что вряд ли кто-то не согласится с тем, что это умение непременно пригодится, причем независимо от ситуации: невербальный разговор глаз может быть весьма красноречивым и очень многое способен рассказать о наших мыслях, чувствах.

Понять, на каких мыслях сосредоточен человек, просто. Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. То есть переживаем информацию заново. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет. Но наш взгляд и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится нами вслух.

Проведенные исследования в нейрологии доказали, что последовательность движений глаз человека отражает стратегию, которой он пользуется для извлечения какой-либо информации. Также было установлено, что эти правила действуют во всем мире (лишь у жителей маленького района в Испании отмечена другая глазодвигательная реакция).

«Я вижу»

Итак, если человек использует для мышления прием визуализации, то его глаза всегда поднимаются в верхние углы. Они не будут находиться там всегда, но вероятность, что взгляд соскользнет туда, хоть и ненадолго, - 100%.

Угол взгляда тоже говорит о многом. Если у человека, который сидит напротив, взгляд переместился от вас вправо, это означает, что человек вспоминает какие-то зрительные образы, а если влево, то он, скорее всего, мечтает. При взгляде в левый угол человек конструирует в своем воображении образ, который никогда не видел.

Проверить это очень легко: спросите, например, видел ли человек море. От того, куда будет направлен взгляд, вы будете знать, был ли он на нем или нет. Если он ответил: «Как там было здорово», а глаза в это время находились в левом углу - он вас (впрочем, как и себя) обманывает. Улыбнитесь и отправьте его на море.

Воображение зрительных образов выдаст взгляд, направленный прямо вперед, но расфокусированный, «невидящий».

«Я слышу»

Таким же образом действует человек, который использует для мышления аудиальные (звуковые) посылы, только глаза при этом идут не в углы, а по сторонам. Взгляд, направленный в левую сторону, означает конструирование незнакомых ему звуков, в правую - говорит о воспоминании услышанного.

«Я ощущаю»

Взгляд, направленный вниз, очень многословен! Если человек время от времени отводит глаза в правый нижний угол, это значит, что в это время он о чем-то говорит сам с собой. Правая нижняя сторона - это внутренний диалог, к тому же аудиальный (проговариваемый).

Если же глаза отводятся в нижний левый угол - это означает обращение к кинестетическим чувствам (воспоминания тактильных и двигательных ощущений). Также к этому углу относятся мысли о вкусе, запахе.

Черная дыра зрачка

Размер зрачка также может стать надежным сигналом в процессе общения. Зрачки могут расширяться или сужаться не только при определенном освещении, это зависит и от настроения человека. Если человек радостно возбужден и приятно удивлен - его зрачки расширяются (открытый взгляд). Если же человек настроен негативно, раздражен или рассержен - его зрачки сужаются до минимальных размеров (колкий взгляд).

Если женщина влюблена в мужчину, то ее зрачки расширяются, когда она на него смотрит, и он безошибочно распознает этот сигнал, даже не сознавая этого.

Зрачки младенцев и маленьких детей расширяются в присутствии взрослых, так как дети подсознательно стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть наиболее привлекательно.

Продолжительность взгляда

Почему рядом с одними людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими - неловко? Почему некоторым готовы открыть все тайны, а другие кажутся нам не заслуживающими доверия? Все зависит от того, насколько долго они задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора.

Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт взглядом продолжается более двух третей времени беседы, это может означать одно из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (при этом
его зрачки расширятся), либо он относится к вам враждебно (при этом его зрачки сузятся).

Если одному человеку нравится другой, он будет смотреть на него часто и долго. Другими словами, для того чтобы установить хорошие отношения, людские взгляды должны встречаться на протяжении 60-70 процентов всего времени разговора.

Нервный, застенчивый человек, чей взгляд постоянно бегает и встречается со взглядом собеседника в течение менее чем 30 процентов времени беседы, вызывает мало доверия.

Если человек, с которым мы разговариваем, опускает веки, это не всегда означает усталость, скуку или равнодушие. Но человек ускользает от нас. Этим он может давать понять, что беседа окончена.

«География» взгляда

Зона лица или тела другого человека, на которой вы концентрируете свой взгляд, может существенным образом повлиять на исход личного общения.

Когда вы ведете деловые переговоры, сосредоточьте свой взгляд на переносице партнера - и вы произведете впечатление человека серьезного, ответственного и надежного.

Если ваш взгляд не будет опускаться ниже уровня глаз собеседника, вы сможете держать ход беседы под контролем.

При демонстрации чего-либо мы пользуемся ручкой (указкой), за которой движется взгляд. Если больше не нужно, чтобы человек смотрел в том же направлении, поднимите ручку на уровень глаз собеседника. Если человек вслед поднимет голову и встретится с вами взглядом - значит, он усвоил все, что вы ему говорите.

Когда взгляд собеседника опускается ниже уровня глаз, возникает дружеская атмосфера. Во время такого рода неформального общения взгляд обычно располагается между глазами и ртом собеседника.

Во время интимного общения взгляд может скользить по лицу собеседника, сосредотачиваться на губах, опускаться на подбородок и другие части тела. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге.

Искоса на нас смотрят люди, которые либо заинтересованы в нас, либо настроены враждебно. Это может быть сигналом ухаживания (дружелюбное настроение) или сигналом подозрения и критической настроенности.

Людям серьезным свойственно подбирать и взвешивать свои слова, контролировать эмоции и мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации», как взгляд, и при наличии у вас соответствующих знаний и опыта есть возможность выявлять те чувства и стремления, которые собеседник предпочел бы утаить.

Выражение глаз - это ключ к истинным мыслям человека. Внимательное отношение к собеседнику позволит вам гораздо быстрее найти общий язык. А кроме того, повысит вашу коммуникабельность - а это один из основных факторов успешности человека в жизни.

Когда человек прикрывает рукой глаза, это означает, что он подсознательно стыдится того, что видит или делает ("глаза б мои не видели"), как бы физически пытается отгородиться от постыдной (т.е. той, которой он стыдится) лжи, не смотреть в глаза собеседнику.

Классические, канонические жесты лжи, прописанные во всех учебниках: помните, как маленькие дети, соврав, и испугавшись этого, зажимают рот ладошкой? В каждом человеке навсегда остается такой вот ребенок. И поэтому говоря неправду, он часто неосознанно стремится прикрыть рот рукой. Чаще всего это делается более завуалированно (прикосновение к уголку губ, потирание носа, и др.).

Прикосновение пальцами к шее означает примерно то же, что и прикосновение к лицу – разве что жест более глубоко "запрятан" и замаскирован. Этот жест (в отличие от почесывания шеи, означающего неуверенность) означает, что человек как бы "держит руку на пульсе", контролирует себя, а также испытывает некое "удушье" от того, что говорит ложь (также: оттягивание воротника).

Еще один показатель "честности" – это направление взгляда. В психологии и НЛП известно, что направление взгляда человека выдает то полушарие, которое является для него доминирующим в данный момент времени. Так, взгляд влево (в сторону левой руки партнера - т.е. на самом деле: взгляд вправо ) свидетельствует о том, что активно левое полушарие, контролирующее правую часть тела и отвечающее за логическое, рациональное мышление. Взгляд вправо (в сторону правой руки партнера) означает активность правого полушария, связанного с левой частью тела и обеспечивающее образное, эмоциональное творческое мышление. Поэтому, как давно известно, лгущего человека легко можно вычислить по движению глаз: несознательно он делает движения глазами вправо, чтобы придумать, а не влево, чтобы вспомнить (подробнее см. таблицу).

Взгляд вправо вверх
означает создание зрительных образов, фантазию связанную с тем, «как это могло бы выглядеть» или ложь («как это якобы выглядело»)
Взгляд влево вверх
означает припоминание зрительных образов, существовавших в реальности или давно созданных мысленно
Взгляд вправо по горизонтали
означает создание слуховых образов (сочинение звуков музыки, речи и пр.), а также ложь
Взгляд влево по горизонтали
означает припоминание звуков, когда- либо услышанных
Взгляд вправо вниз
означает размышления, оценку или переживание эмоций и ощущений
Взгляд влево вниз
означает внутренний диалог или концентрация на физических ощущениях

Когда человек врет, он говорит сквозь зубы. Есть выражение: "врать сквозь зубы" (вариант – "цедить сквозь зубы"). Это отнюдь не лирическое определение, а опять же – физиологическая реакция организма, для которого ложь – это стресс, который желательно предотвратить. Поэтому человек инстинктивно сжимает зубы.

Еще один признак лжи: прикусывание кончика языка. Объясняется этот жест очень просто – сказав неправду, человек как бы наказывает себя за это и в буквальном смысле прикусывает язык (иными словами: "е-мое, че ж я сделал-то..." только – на подсознательном уровне). У жеста есть и другой аспект: такое "прикусывание" - это запоздалая реакция организма, который по-прежнему стремится не допустить стрессовой для него лжи (зубы сжимаются, но не образуют барьера, а прикусывают язык).

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического программирования" (НЛП).

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.

Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему.

Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому опыту.

Теперь - опыт ощущений движения, прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

Стенограмма семинара С.Горина, посвященная глазным сигналам доступа и модальностям

С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение

Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом, вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой - зрительное воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах. Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня - сначала вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение - куда оно было направлено? Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем - вправо вверх - зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое возражение - он неосознанно этим занимается, ну, вы еще разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А: вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда взгляд?..

Игорь: У него сначала - вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд пошел вниз, но разве он совсем опустился? Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по горизонтали - слуховое воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту - сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения" куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите - направо по горизонтали - слуховая конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний - слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных ощущений - грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - "как бы не ляпнуть чего лишнего". По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей - правши. Учтите, что у левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру.

Еще одна деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое - при споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого, не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его спрашиваете: "Ну, как ты там отдохнул?" - "Знаешь, очень скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так, еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева - кузнеца. Кого выбрать? Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с кинестетикой - с прикосновениями, поглаживаниями... Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта (или памяти), то обнаружится, что каждый человек "специализируется" на какой-то одной разновидности. Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного - преимущественно зрительными, у другого - в основном слуховыми, у третьего - кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она - симпатичная девица, но и потому, что она - кинестетик... Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус" (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы - во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун - находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать"" (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий - кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста - он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий, блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать, говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности - визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это - таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения