Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР:

Советский Союз оказался «изгоем» во враждебном окружении буржуазных стран («СССР – осаждённая крепость»). Это требовало максимальной концентрации усилий на случай возмож­ной войны;

Вековая тяга к сильной власти, «твёрдой руке» у русского народа;

Отсутствие демократических тради­ций в России.

Формирование культа личности И. В.Сталина. На рубеже 1920–1930-х гг. Сталин, убрав из руководства страны конкурентов – «ленинскую гвардию» (Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и др.), превратился в едино­личного вождя. С начала 1930-х гг. стал складываться культ лично­сти Сталина. Он выражался в неумеренном восхвалении его мудрости, обязательных ссылках на слова вождя в книгах и статьях по любым об­ластям знания.

Культ был порождён особенностями тоталитарной системы, внутрипартийной борьбой за власть, массовыми репрессиями, влиянием личных качеств И. В. Сталина. Культ личности Сталина не мог существовать без поддержки низ­овых слоёв населения . В обществе с низким уровнем культуры, среди полуграмотных людей легко можно создать почву для абсолютной веры в непогрешимого вождя. Создав вначале культ личности Ленина, Сталин укрепил вождистские настроения в обществе, а затем создал свой культ личности – «верного продолжателя дела Ленина».

Цель сталинских репрессий.

Репрессии карательные меры, наказания, применяемые государством к гражданам .

Для обеспечения стабильности своего культа Сталину было необходимо поддерживать в обществе атмо­сферу страха . С этой целью организовывались судебные про­цессы над ин­теллигенцией, мифическими «вредителями», «шпионами» и «врагами народа».

Устроители судебных спектак­лей преследовали и более мас­штабную цель: сгустить в стране атмосферу недоверия и подозри­тельно­сти . Посредством репрессий устранялась лучшая, свободо­мысля­щая часть нации, способная критически оценивать происходящие в об­ществе процессы.

Борьба с оппозиционными партиями. XII конференция РКП(б) в 1922 г. признала все антибольшевистские партии «антисоветскими», т.е. антигосударственными. Практи­ковалась дискредитация оппозиции путём навешивания ярлыков ру­ководителей «под­польных антипар­тий­ных групп» и «контрреволю­ционных органи­заций». В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс над эсерами.

Сопротивление репрессиям. Так, работник Московской парт­организации в М.Н. Рютин подготовил манифест «Ко всем членам ВКП(б)», где, в ча­стности, писал: «С помощью обмана и клеветы, с помощью неве­роят­ных насилий и террора Сталин за последние пять лет отсёк и устра­нил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские кадры, установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом... С руководством Сталина должно быть по­кон­чено как можно скорее».


Рютин­ский манифест нашел отклик среди части делега­тов XVII съезда ВКП(б) (ян­варь 1934 г.). Около 300 деле­гатов проголосовали против вхождения И.В. Стали­на в новый состав ЦК. Впоследствии этот съезд назовут «съездом рас­стрелянных», так как большинство его делега­тов (1108 из 1961) будет уничтожено в ходе репрессий.

Начало массовых репрессий. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде ком­му­нистом Л. Николаевым был убит С.М. Киров . Тайна этого пре­ступления не разгадана до сих пор. Но оно было умело использовано Сталиным для устранения мешавших ему людей. Уже в день убийства Кирова было принято поста­новление Президиума ЦИК СССР, по которому следственным властям предписы­валось вести дела обвиняемых в подготовке «тер­рористиче­ских актов» ускоренным порядком (через военные трибу­налы) и приго­воры приво­дить в исполнение немедленно.

В убийстве Кирова был обвинён т. н. «Ленинградский центр ». Перед судом пред­стали, в том числе, Зиновьев и Каменев. В 1935 г. состоялся процесс над Ленинградскими сотрудниками НКВД.

После убийства Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были по­ставлены его сторонники (А. Микоян, А. Жданов, Н. Хрущёв, Г. Маленков ).

Конституция СССР 1936 г. получила наименование «Сталинская», или «Конституция по­бедив­шего социализма». Конституция отличалась декларативностью. В ней были зафиксированы тезисы, не имевшие реального отражения в жизни:

-«Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство ра­бочих и крестьян».

Тезис о построе­нии, в основном, социализма.

-«Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (и это во времена террора!).

Политической основой СССР провоз­глаша­лись Советы депутатов трудящихся , экономической – социали­стиче­ская собственность на средства производства.

Выборы в сове­ты объявлялись прямыми, равными, тайными и всеобщими (в действительности – бе­зальтерна­тивными и формальными).

Высшим законодательным органом объяв­лялся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей , а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Председателем Президиума Верхов­ного Совета являлся М. И. Калинин. В реальности вся власть находилась в руках Сталина и высших партийных органов.

Национальные отношения по Конституции 1936 г. В качестве основных форм национально-государственного строительства Консти­туция закрепила федерацию и автономию . СССР состоял из 11 союз­ных республик. Но федеративное устройство СССР было фикцией, в реальности су­ществовало цент­рализованное государство.

Реалиитоталитарного режима. В реальности «страна победив­шего соци­а­лизма» значительно отличалась от декларируемых Консти­туцией положений. В стране возникла гигантская, но неэффективная директивная экономика с «под­сис­темой страха» – ры­чагами внеэкономического принуждения. Экономика приобрела «лагерный» облик. Значительная часть населения страны переместилась за ко­лючую проволоку в ГУЛАГ(Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения ). Та­ким образом, в результате красного террора, эмиграции, гражданской войны и репрессий мы лишились почти 1/3 соотече­ственников, притом их лучших представителей. Средняя продолжительность жизни в 1926–1939 гг. сократилась на 15 лет.

Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.

Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть: 1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);

2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;

3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.

Важным звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия – ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и лагеря. Особо жесткими стали действия органов государственной безопасности в 1930-е гг. после образования Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и убийства руководителя ленинградских коммунистов С.М. Кирова.

Сталин использовал этот случай для борьбы со своими оппозиционерами, упрочения собственной власти, насаждения атмосферы доносительства и страха.

Культ личности Сталина как вождя общества стал элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс. Так, во время сфабрикованных политических дел, в частности «московских процессов», многие кричали «Ура!», требовали наказать врагов народа.

Миллионы советских людей, которые были вовлечены в историческое действие, «стахановцы», «ударники» и т. д., были активными сторонниками сталинского режима.

В 1937–1938 гг. политический террор достиг наивысшего размаха. Но карательные действия применялись к «шпионам и диверсантам», «виновным», «дезорганизаторам производства». В 1935 г. был принят закон о наказании членов семьи врагов народа.

Ужесточение политического режима в стране, однако, не помешало И.В. Сталину сделать уже в середине 1930-х гг. вывод о победе социализма в стране.

Законодательно это положение было закреплено в Конституции 1936 г. Согласно этой Конституции политическую основу общества составили Советы депутатов трудящихся.

Высшим органом власти провозглашался Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей.

Конституция закрепила федеративное устройство страны.

Политика «жесткой руки» в отношении тех, кто выступает против официальной установки руководства, против инакомыслящих, сохранялась и в послевоенное время, вплоть до самой смерти Сталина.

Курс на утверждение однопартийной политической системы соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. В 1920‑е гг. формирование однопартийной системы завершилось.

В 1922 г. состоялся судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии. В 1923 г. меньшевики объявили о самороспуске, прекратил свое существование Бунд. Так к 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности.

X съезд РКП(б) в 1921 г. принял резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. Внутрипартийная борьба после смерти В. И. Ленина (январь 1924) разгорелась с новой силой.

Причины внутриполитической борьбы

1) Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и стране.

2) Разногласия во взглядах на развитие СССР и пути построения социализма.

3) Отсутствие легальной оппозиции.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 1920‑е гг.

А) 1923-1924 гг. — «триумвират» (И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев) против Л. Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное усиление Сталина.

Б) 1925 г. — И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

В) 1926-1927 гг. — Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско‑зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

Г) 1928-1929 гг. — Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции».

Представители старой большевистской гвардии замещались на руководящих партийных и государственных постах выдвиженцами Сталина: ленинградский обком ВКП(б) возглавил А. А. Жданов, московскую парторганизацию — Н. С. Хрущев, генеральным прокурором СССР стал А. Я. Вышинский, секретарем ЦК — Н. И. Ежов.

Таким образом, внутрипартийная борьба завершилась личной победой И. В. Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

Культ личности Сталина

21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. С этого дня «институт вождей» был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной Армии и выдающимся полководцем — победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей».

Причины формирования культа личности:

— идеологические: в соответствии с классическим марксизмом диктатура пролетариата влекла за собой неизбежное насилие над определенными социальными группами;

— социально‑экономические: изменение социальной структуры после гражданской войны, а также состава ВКП(б) и жесткое руководство экономикой со стороны государства;

— психологические: общинная психология русского крестьянства и ориентированность большинства населения не на принятие самостоятельных решений, а на мудрое центральное руководство; отсутствие демократических традиций в российском обществе;

— субъективные: наличие в партийном руководстве людей, готовых поддержать по тем или иным причинам складывавшийся режим личной власти, личные качества И. В. Сталина.

Складывание тоталитарной системы

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно‑административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации.

Духовной основой была официальная идеология. К середине 1930‑х гг. марксизм‑ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией. На практике это означало: усиление борьбы с инакомыслием; контроль за средствами массовой информации, воспитанием детей в школе и в семье; в основу обучения теперь была положена марксистско‑ленинская теория не только в общественных науках, но и в естественных; все средства массовой информации, литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности.

Политической основой являлась Коммунистическая партия, которая была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве.

Под партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция. Идеологический контроль осуществляли специально созданные творческие союзы (советских писателей, художников, композиторов, архитекторов и др.), которые должны были объединить всех профессионально работавших в этих областях.

Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах («школы коммунизма»), которые полностью находились под партийным контролем; молодежь с 14 лет состояла в единой организации — Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ); массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения; дети являлись членами Всесоюзной пионерской организации.

Усилился нажим на церковь. Прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку.

Культ Сталина был важнейшим элементом тоталитаризма 1930‑х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти.

Массовые репрессии

Происходит усиление карательно‑репрессивного аппарата и силовых наркоматов:

— 1924 г. — ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь».

— 1930 г. — образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 г. в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ).

— 1934 г. — образован Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление госбезопасности.

— С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел образовано Особое совещание («большая тройка»), которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно‑трудовые лагеря на срок до пяти лет.

— Создан Секретный отдел НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом (в августе 1940 г. в Мексике убит Л. Троцкий, жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна, белого движения).

Изменения в системе госучреждений в 1930‑е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом.

1928 г. — «Шахтинское дело» послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно‑технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.

1930 г. — процесс над «Промышленной партией»; «Дело академиков».

Начало 1930‑х гг. — массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (закон «о пяти колосках»), по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Укреплению режима личной власти Сталина способствовала волна «большого террора».

Конец декабря 1934 г. — закрытый процесс над членами так называемого ленинградского центра.

7 апреля 1935 г. — Постановление ЦИК и СНК предписывало «несовершеннолетних начиная с 12‑летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

1936 г. — первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции (Г. Зиновьев, Л. Каменев и др.). Прокурор А. Вышинский обвинял их в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и свергнуть советскую власть.

1937 г. — второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». Большинство обвиняемых приговорено к расстрелу (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Л. Пятаков, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.). Показательно, что жертвой третьего московского процесса стал Г. Г. Ягода, возглавлявший НКВД до сентября 1937 г., когда его на этом посту сменил Н. И. Ежов.

Июнь 1937 г. — после однодневного разбирательства в военном трибунале были расстреляны обвиненные в шпионаже и подготовке фашистского заговора заместитель наркома обороны М. Н. Тухачевский и 7 видных военачальников — героев гражданской войны. Это было лишь начало широкомасштабного террора, коснувшегося не только высшего, но и среднего и младшего командного состава Красной Армии. Фактически в 1937-1938 гг. армия и флот были обезглавлены. Так, из пяти человек, первыми получившими звание маршала Советского Союза, учрежденное в 1935 г., трое были расстреляны (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, А. И. Егоров).

Март 1938 г. — прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

Формируется широкая сеть концентрационных лагерей. Массовые репрессии второй половины 1930‑х гг. сыграли немаловажную роль в укреплении тоталитарного режима и личной власти Сталина. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

Конституция «победившего социализма» 1936 г.

К середине 1930‑х гг. в СССР произошли изменения во всех сферах жизни: в социальном составе населения, в промышленности и сельском хозяйстве, где был уничтожен частный сектор; качественные изменения произошли в системе госучреждений и в сфере национально‑государственного строительства. Официально было заявлено о построении основ социализма в СССР. Огромное значение имело принятие 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР :

— принцип разделения властей отсутствовал;

— экономическим критерием построения социализма провозглашалось создание двух форм собственности — государственной и колхозно‑кооперативной;

— коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм‑ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией;

— предоставлялись всем гражданам СССР основные демократические права и свободы — свобода совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища;

— в составе СССР было закреплено 11 союзных республик;

— отказ от многоступенчатых выборов и установление всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

Новая советская Конституция была двойственным документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. Повсеместно нарушалась статья 127 Конституции СССР о неприкосновенности личности. Об этом же свидетельствовала судьба членов конституционной комиссии: из 31 человека 17 были вскоре репрессированы (А. С. Бубнов, Н. И. Бухарин, Н. В. Крыленко, К. Б. Радек и др.). С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые социальные права: право на труд, на бесплатное здравоохранение и т. д. Однако главной целью социализма «по‑сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно‑государственного аппарата и оказались отчужденными от народа.

Тема: Культ личности C талина, массовые репрессии и политическая система в СССР.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о негативной сущности политических репрессий в СССР в 20-30-е гг;

Продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе материала учебника и дополнительных источников;

Развивать речь, мышление и внимание учащихся;

Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа.

Оборудование урока :

Учебник «История Отечества XX- начало XXI века» авторы: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; проектор, компьютер.

1.Подготовительная работа:

1. Словарная работа.

Повторить значение понятий:

Репрессия;

Тоталитарный режим;

Депортация;

Культ личности;

Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф:

«Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы
»

Ход урока

1.Организационная часть:

    1. Приветствие.

      Рапорт дежурного об отсутствующих.

      Определение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение трагических страниц нашей истории. С середины 20-х гг. усиливается политика террора и беззакония, резко ухудшавшая существование отдельного человека, менявшая его повседневную жизнь.

Человек жил в атмосфере страха, опасности, напряжения, в условиях отказа- и осуждения!- от всего уклада и всех идеалов прежней жизни.

В стране возникла атмосфера слежки, доносов, подчинения навязываемой партийной идеологии.

Классовый подход к положению человека в обществе, его продвижению по работе, его равноправию и справедливому существованию деформировал восприятие мира, окружающей действительности, отношения с людьми. Усвоение коммунистической идеологии меняло привычные ценностные ориентиры, отлучение от религии меняло и привычные моральные нормы: человек предпочитал не задумываться, не размышлять, подчиняться новым догмам и ритуалам.

Человек в условиях террора и беззакония терял многие гуманистические черты, чувствовал себя сломленным.

У нас есть возможность почувствовать дух тех страшных лет и в течение урока проанализировать причины и масштабы политических репрессий 20-30-х гг.

II . Актуализация ранее изученного материала:

1. Устный опрос учащихся.

Дайте определение: « Репрессии – это…»

«… карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.»

Дайте определение: « Тоталитарный режим – это…».

«… государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества».

Дайте определение: «Депортация – это…».

«… в период массовых репрессий 20- 40-х гг. – насильственное и незаконное изгнание многих народов СССР со своих территорий.

Дайте определение: «Культ личности – это…».

«… единовластие, сложившееся в СССР с 20-х гг. как культ И.В. Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе.»

Дайте определение: « ГУЛАГ – это…»

«… Главное управление исправительно- трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения- образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовал до 1956 г.

Термин «ГУЛАГ» используется как общее название системы лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола, периода культа личности, тоталитарного режима в СССР.»

III . Изучение нового материала.

    Борьба за власть в партии большевиков.

    Негативные последствия возвышения И.В. Сталина и утверждения его в качестве лидера.

    Культ личности вождя и репрессии в 1930-е гг.

    Предпосылки «большого террора» 1936-1938 гг.

    Жертвы среди высшего командного состава Красной Армии.

    Создание сталинской системы управления и Конституции 1936 г.

Мы видим, что в жизни общества кризисы экономический, политический, внутрипартийный тесно переплетались. Поэтому вполне закономерно, что на судьбу страны так влияли дискуссии внутри правящей партии, они выливались в форму:

- 1923-1924 гг.- борьба с троцкистами;

- 1925 г. – борьба с т.н. «новой оппозицией», сторонниками Каменева, Зиновьева;

- 1926-1927 гг.- борьба с т.н. «объединенной» троцкистско-зиновьевской оппозицией;

Результатами внутрипартийных дискуссий 20-х гг. были осуждение оппозиционных групп, изоляция, а затем- устранение противников Сталина, утверждения культа личности Сталина.

Вопрос. Охарактеризуйте рычаги власти и методы, используемые И.В.Сталиным в борьбе со своими политическими соперниками. Дайте оценку этим методам. (работа с учебником)

Партийная пропаганда 1930-х гг. рассматривала Сталина как верного продолжателя учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Рядовые партийцы видели в Сталине борца за осуществление коммунистических идеалов, вождя международного революционного движения.

В действительности же взгляды И.В.Сталина во многом противоречили воззрениям классиков марксизма.

Провозгласив цели построения социализма в СССР, он обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок.

В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс.

После разгрома оппозиций партия большевиков в СССР в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным. Стр. 162.

Вопрос . К каким негативным последствиям привело возвышение И.В. Сталина?- 1 ряд.

Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Подчеркивалось, что все достигнуто благодаря «мудрому руководству» Сталина. Формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее желание выявить «врага», что поощрялось руководством всех уровней. Люди становились простыми исполнителями. Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.

В 1928-1931 гг. были сфабрикованы дела:

«Шахтинское», 1928 г.

«Промышленной партии», 1930 г.

«Союзного бюро меньшевиков», 1931 г .

Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80 % репрессированных в 30-е гг. погибли по доносам соседей и коллег по службе.

Антидемократическое наступление сопровождалось расширением сферы деятельности карательных органов. Все политические решения проводились при непрерывном участии чекистов. Массовый террор в мирное время стал возможен в результате нарушения законности. В обход органов суда и прокуратуры была создана разветвленная сеть внесудебных органов (Особое совещание при Коллегии ОГПУ, «тройки» НКВД, Особое совещание при НКВД и др.)

Своего апогея репрессии достигли после трагедии, разразившейся в Ленинграде 1 декабря 1934 г. –убийства первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Политбюро, оргбюро и Секретариата ЦК партии С.М. Кирова.

После каждого политического процесса репрессии становились все более массовыми, а приговоры- суровыми.

Сознательно создавалась обстановка массового психоза.

По всей стране прокатилась волна выявления «заговоров».

Репрессии были обращены против политработников, рядовых коммунистов и беспартийных.

В августе 1936 г. состоялся открытый процесс над группой бывших партийных лидеров.

Закрытый процесс в июне 1937 г. над группой высших военных руководителей (М.Н. Тухачевским, И.Э. Якиром, И.П. Уборевичем и др.) и расстрел обвиняемых явился сигналом для массовой кампании по выявлению «врагов народа» в рядах Красной Армии.

За ними «пошли» тысячи военнослужащих.

Многие были отстранены от занимаемых должностей и исключены из партии.

Армия была фактически обезглавлена, она лишилась наиболее подготовленных и опытных кадров.

В застенках погибли почти все военачальники в звании командармов, оклеветанные как «враги народа». Стр. 166-167.- 2 ряд.

Террор охватывал без разбора все регионы, все республики.

Штамп «враг народа» ставился на своих и «чужих» , знакомых и родственниках, неграмотных мужиках и академиках.

Сопротивление режиму наблюдалось во всех слоях общества: среди ученых, писателей, государственных и общественных деятелей, военных, рабочих, колхозников и т.д.

Сейчас мы ознакомимся с фрагментами письма Ф.Ф. Раскольникова, которое было опубликовано во Франции и стало наиболее резким и в то же время наиболее обоснованным обвинением Сталина в массовых репрессиях.

Ф.Ф. Раскольников

(фрагменты)

…Сталин, вы открыли новый этап в истории нашей революции, который получит название «Эпохи террора».

…Ваш «социализм», при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далек от истинного социализма, как произвол вашей личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата.

…Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невинность которых вам была хороша известна.

…Накануне войны вы разрушаете Красную Армию, любовь и гордость страны, оплот ее мощи.

…Вы отняли у колхозных крестьян всякий стимул к работе.

…Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца.

… Рано или поздно советский народ посадит вас на скамью подсудимых как предателя социализма и революции, главного вредителя, подлинного врага народа, организатора голода и судебных процессов.

Вопрос: Как вы думаете, могли ли опубликовать это письмо в советской прессе? Почему?

Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены.

Истинные цифры мы, наверно, не узнаем никогда.

Не прошли стороной ветры репрессий и наш народ…

6. Сталинская система управления. Конституция СССР. (Характеристика – стр. 167 – 168) – 3 ряд.

V . Заключительная часть.

На сегодняшний день почти все репрессированные в разные годы реабилитированы, то есть оправданы. Это говорит о том, что государство признало их невиновность в преступлениях, в которых их обвинял сталинизм.

Мы обсуждали серьезную проблему истории нашей страны, трагедии нашего народа. Наш долг- добиться, чтобы каждому невинно пострадавшему человеку вернули доброе имя и светлую память.

Этот разговор мы еще продолжим при изучении репрессий послевоенных лет.

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чем этот урок был полезен для вас?

Спасибо.

Домашнее задание:

Подготовить небольшое сообщение о истории родного края в изуча

ЛЕКЦИЯ 73. Культ личности. Репрессии 1930х. годов.

На рубеже 1920-1930-х гг. Сталин окончательно превратился в единоличного вождя партии. Важные вопросы решались Сталиным единолично или на совещании с узким кругом ближайших соратников: Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым. С начала 30-х гг. стал складываться культ личности Сталина, выразившийся в неумеренном восхвалении его мудрости. В постоянный обиход вошли выражения: «партия Ленина-Сталина», «Сталин-это Ленин сегодня».

Причины формирования культа личности:

Низкий уровень культуры, образования, психология масс (вера в величие вождя)

Потребность в идеологическом обеспечении тоталитарной системы

Уровень политической культуры руководства страны

Личные качества Сталина.

В 1930-е гг. начинаются массовые репрессии (карательные меры, наказания)

Причины массовых репрессий:

v репрессии являлись инструментом сохранения режима личной власти Сталина

v репрессии являлись формой внеэкономического принуждения к труду

v репрессии являлись условием сплочения общества («вокруг враги»)

Этапы репрессий

Первый этап (1928-1934)

Неудачи хозяйственного строительства объяснялись вредительской деятельностью инженеров, техников…

1928-Шахтинский процесс (в городе Шахты процесс над большой группой инженеров и техников, обвиненных во вредительстве)

1930-дело Промпартии (работавших в экономических органах обвинили во вредительстве и шпионаже)

1930-1931-обвинения в неблагонадежности «военспецов» (бывших офицеров царской армии, перешедших на службу в Красную армию-репрессировано 3 тысячи)

Существование концентрационных лагерей (Соловецкий лагерь особого назначения-СЛОН )

1930-1931-создание Главного управления исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ).

Использование труда заключенных на стройках первых пятилеток.

1934-создание НКВД (НКВД объединял органы госбезопасности, милицию, внутренние войска (руководители: Ягода, Ежов, Берия )-организаторы массовых репрессий

Второй этап (1935-1938): апогей репрессий («Большой террор»)

1934-повод к массовым репрессиям-убийство лидера ленинградских коммунистов – Кирова.

Ужесточение законодательства –введение упрощенного порядка рассмотрения дел

Основания для обвинения-личное признание

Разрешение пыток

Дело велось не более 10 суток

Проведение процесса без прокурора и защитника

Лишение права обжаловать приговоры

-«тройки» (внесудебные органы, выносившие приговор)

Репрессии в отношении руководящих кадров партии, армии, карательных органов.

Обвинителем на всех крупных процессах выступал Вышинский.

1937-1938 – «дело маршала Тухачевского»- репрессии охватили высший командный состав армии-репрессировано около 40 тыс. офицеров, из пяти маршалов осталось двое-Ворошилов и Буденный

Террором Сталин физически уничтожил всех возможных оппонентов. Террор превратил население в покорные массы. Миллионы заключенных использовались как даровая рабочая сила на стройках пятилеток.

В 1936 году была принята «сталинская» Конституция. По ней советская система носила формально демократический характер. В Советы всех уровней –регулярно проводились выборы. Слово «выборы» не отражало реальную действительность, так как выдвигался только один кандидат. Провозглашались важнейшие социальные права: на труд, на отдых, на медицинское обслуживание, на образование, материальное обеспечение по старости и болезни. Декларировались и важнейшие личные и политические свободы: совести, слова, печати, собраний и митингов, союзов и общественных организаций, неприкосновенность личности и жилища. Демократические законы не являлись препятствием для репрессий. Государство окончательно стало тоталитарным.

ЛЕКЦИЯ 74. Индустриализация в СССР.

Индустриализация- процесс создания развитой промышленности.

Задачу осуществления индустриализации унаследовала от России дореволюционной. Первая мировая и Гражданская войны отбросили экономику страну далеко назад. С завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить прерванный процесс.

Курс на индустриализацию был взят еще в 1925 году. Но!!! Вставали сложные вопросы. Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут устойчивый рост?

К 1927 году определились два подхода к осуществлению индустриализации.

Первый подход , обоснованный видными учеными-экономистами; этого подхода придерживался Бухарин : капиталы для индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота;

Бухарин и его единомышленники настаивали на сбалансированном развитии отраслей.

Второй подход, его придерживался Сталин: финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5-10 лет.

После победы Сталина над оппозицией стал реализовываться план форсированной индустриализации.

Первый пятилетний план 1928-1932 был вполне реальным. Однако по настоянию Сталина плановые показатели увеличивались два раза

Цели индустриализации:

-Преодоление технико-экономической отсталости страны

-Достижение экономической независимости

-Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности

-Формирование машинно-технической базы в с/х для для проведения коллективизации

Особенности:

-высокие темпы

-сжатые сроки

-акцент на развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой.

-проведение за счет внутренних источников и накоплений.

Первая пятилетка отличалась огромным размахом нового индустриального строительства. Пятилетний план предусматривал строительство свыше 1500 предприятий. Крупнейшими объектами первой пятилетки стали: Днепрогэс, Магнитогорский, Запорожский металлургический комбинаты, Сталинградский тракторный завод, Уралмаш.

Люди работали не щадя себя и зачастую были лишены даже примитивных бытовых удобств. Увеличение планов оборачивалось потерей качества и невозможностью сосредоточения средств и сил. План первой пятилетки был не выполнен, хотя Сталин утверждал, что она выполнена за 4 года и три месяца.

Второй пятилетний план (1933-1937). Отрицательный опыт первой пятилетки заставил осторожнее подойти к составлению планов. Обилие брака заставило уделить внимание производственному обучению рабочих. Нехватка потребительских товаров потребовала ускоренного развития отраслей группы «Б».

После того как в 1935 году забойщик шахты Стаханов добыл за смену 104 т. угля при норме 7 т. развернулось Стахановское движение, которое пропагандировалось и служило средством для мобилизации рабочих на достижение высоких производственных результатов. Нередко рекорды опирались на рационализаторские предложения. Были и случаи, когда стахановцам создавались особые условия труда.

В годы второй пятилетки валовый объем продукции увеличился вдвое, но по многим показателям план не был выполнен.

ИТОГИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

· Выход СССР на второе место в мире по производству промышленной продукции

· Реконструкция старых и строительство новых промышленных предприятий

· Создание новых отраслей промышленности: автомобильной, тракторной, авиастроительной…

· Диспропорции в развитии тяжелой и легкой промышленности

· Ликвидация безработицы

· Укрепление обороноспособности страны

· Формирование командной экономики.

ЛЕКЦИЯ 75. Коллективизация в СССР.

Коллективизация-массовое создание коллективных хозяйств (колхозов) в конце 20-х-начале 30-х.

К концу восстановительного периода сельское хозяйство страны в основном достигло довоенного уровня. Однако уровень его товарности оставался ниже, чем до революции, из-за разрушения помещичьих хозяйств. Мелкое же крестьянское хозяйство в первую очередь обеспечивало собственные потребности, а связь с рынком поддерживало нерегулярно. К росту товарного производства могло привести только крупное хозяйство. Вовлечение широких масс в коллективные хозяйства позволяло государству осуществить марксистскую идею о преобразовании мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйственные «фабрики», обеспечить рост товарного производства, взять под контроль запасы сельскохозяйственной продукции.

Цели коллективизации:

§ преодоление зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств

§ обеспечение промышленности рабочей силой за счет ухода крестьян из деревни

§ перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность

§ ликвидация кулачества как класса

В 1927 году был провозглашен курс на коллективизацию . Однако никаких сроков не было установлено. Но кризис хлебозаготовок на рубеже 1927-28 гг. изменил ситуацию. Крестьяне отказались продавать хлеб себе в убыток. В стране введена карточная система. Выход из сложившегося положения лидеры партии видели в создании колхозов.

1929-началась «сплошная коллективизация». Для оказания помощи колхозам в деревню было направлено 25 тысяч рабочих (двадцатипятитысячники). В ноябре 1929 года Сталин в «Правде» появилась статья «Год великого перелома», в которой утверждалось, что в колхозы пошла основная масса крестьянства и задачи коллективизации близки к выполнению. Это выступление на местах восприняли как указание повысить темпы коллективизации.

1930-ликвидация кулачества как класса (раскулачивались-их земли и имущество передавались колхозам, их самих и членов их семей высылали в отдаленные районы страны (Урал, Казахстан, Сибирь)). По некоторым данным число раскулаченных дошло до 5 млн. человек.

Насильственная коллективизация и раскулачивание вызвали сопротивление крестьян. Только за первые три месяца в стране произошло более 2 тыс. выступлений. Крестьяне резали скот, поджигали колхозные амбары, нападали на активистов…

1930 (март)-Сталин выступил в «Правде» со статьей «Головокружение от успехов» где он вину за «перегибы» возложил на местные власти. Сталин стал восприниматься как заступник народа. Крестьяне восприняли это как сигнал к выходу из колхозов. Последовал массовый выход из колхозов. Однако через год уровень коллективизации вышел на прежний уровень. Это объясняется более высокими налогами на единоличников и трудностями, с которыми они сталкивались, пытаясь получить назад переданные колхозам наделы, скот и инвентарь.

1932-1933 -в стране наступил тяжелейший голод (урожай оказался ниже среднего, а объемы хлебозаготовок выросли; это объяснялось стремлением вывезти как можно больше хлеба за границу ради получения валюты для закупки промышленного оборудования). Жертвами голода стали от 4 до 8 млн.

1932 (август) –«Закон о трех колосках », по которому даже самое малое хищение колхозного имущества каралось десятью годами заключения.

1937 – завершение коллективизации. (93% крестьянских хозяйств объединены в колхозы)

Ликвидация слоя зажиточных крестьян

Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве

Отчуждение крестьян от собственности и земли

Потеря экономических стимулов к труду

Замедление роста с/х производства в стране и постоянное обострение продовольственной проблемы.

НО!!! -созданы условия для индустриального рывка

Получены средства для проведения индустриализации.

ЛЕКЦИЯ 76. Культура в СССР в 20-30е гг.

Культурная революция- этот термин появился в работе В.И. Ленина и подразумевал «скачок в

развитии культуры»; процесс преобразований духовной сферы общества ;

Цели:

- повышение уровня образования и создание социалистической системы образования;

-утверждение марксистско-ленинской идеологии;

-приобщение широких масс к культурным ценностям;

-формирование социалистической культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Задачи в сфере образования:

1) Борьба с неграмотностью.

2) Перестройка системы образования

3) Превращение системы образования в инструмент идеологического воздействия

Советская власть победила в стране со сравнительно низким уровнем культуры населения. Основная масса населения была неграмотной. Между тем Советская власть была заинтересована в распространении своих идей и взглядов.

-1919-декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», который обязывал всех граждан от 8 до 50 лет обучаться грамоте. Созданы пункты ликвидации безграмотности-ликбезы; создание рабфаков, т.е. рабочих факультетов, готовивших молодежь к поступлению в ВУЗЫ; слушатели рабфаков за три года овладевали курсом четырех-шести классов школы.

- Расширение сети городских и сельских школ, создание ФЗУ (фабрично-заводских училищ).

- Распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы…)

- 1930-1931-введение всеобщего обязательного начального образования

-Рост числа ВУЗОВ

В 30-х гг. неграмотность была в основном побеждена. К 1939 году 90% мужчин и 72% женщин умели читать и писать.

НАУКА. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ.

Советская власть уделяла большое внимание развитию технических и естественных наук.

Иоффе -исследования полупроводников

Капица -исследования в микрофизике

Циолковский -изобретатель, ученый обосновал возможность полетов в космос.

Туполев -авиаконструктор, самолетостроение.

Вавилов -создатель советской генетики (репрессирован и умер в тюрьме)

Лысе́нковщина - политическая кампания по преследованию группы генетиков, отрицанию генетики и

временному запрету генетических исследований в СССР.Получила своё популярное название по имени

Лысенко, ставшего символом кампании. Кампания развёртывалась в научных биологических кругах

примерно с середины 1930-х до первой половины 1960-х годов.

Вернадский -открытие ноосферы.

Королев -ракетостроение (создатель ракет для полета в космос и межконтинентальных ракет).

Курчатов -исследование атомного ядра (после войны-создатель советской атомной бомбы )

ВАСХНИЛ -Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. Ленина.

НАУКА. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. УВЕРЖДЕНИЕ МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.

Общественные науки после революции оказались под жестким прессом.

1922- высылка из России 150 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков (этот процесс называют «философский теплоход »). Эмигрировали философы Ильин, Бердяев, Бунин, Куприн, Шаляпин, Анна Павлова….

1922-создание Главного управления по делам литературы (Главлит)-главного органа Советской цензуры (существовал до 1991 года).

В 1922 году государство конфисковало у церкви все ценности, что вызвало протесты. В ходе антирелигиозной кампании тысячи священнослужителей были казнены и отправлены в лагеря. Проходила антицерковная пропаганда.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

В 1920е гг. существовало множество различных литературных объединений.

«Пролеткульт»- (Пролетарская культура). Считали необходимым отбросить все прежние культурные достижение и создать новую пролетарскую культуру.

«РАПП» (Российская ассоциация пролетарских писателей). Свои произведения они пытались создать в упрощенной форме, чтобы они были доступны массам. Члены РАПП вели борьбу против Алексея Толстого, Платонова, Булгакова, Есенина. В конце концов утвердилось такое понятие как «советский писатель».

В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Основным методом советской литературы стал социалистический реализм (изображение жизни в свете социалистических идеалов-пример, запрещение произведений Булгакова).

В 30е гг. писатели разрабатывали историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали «Тихий Дон» Шолохова , «Разгром» Фадеева, «Как закалялась сталь» Островского.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ.

«Окна Роста »- точнее «Окна сатиры Российского телеграфного агенства»-плакаты, создававшиеся в 1919-1921 советскими художниками и писателями. Вид агитационного искусства- острые доходчивые сатирические плакаты с легко запоминающимися стихами (впоследствии переименованы «Окна ТАСС»).

Принявшие революцию художники создают множество объединений. Происходит борьба

реалистического и модернистского направлений.

ЛЕФ -левый фронт искусств

АХРР- ассоциация художников революционной России.

Свои произведения старались создать в упрощенной форме.

Художники: Малевич, Шагал, Петров-Водкин, Дейнека , Филонов, Кандинский .

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница»-Мухина.

1932-последняя в СССР выставка художников-авангардистов (Малевич, Филонов…)

Снос архитектурных памятников, особенно религиозных; например, Храм Христа Спасителя

МУЗЫКА. КИНО.

Шостакович, Прокофьев, Дунаевский – композиторы.

Мейерхольд -театральный режиссер, репрессирован, расстрелян.

Вахтангов- театральный режиссер.

Эйзенштейн -фильм «Александр Невский»

Александров -«Веселые ребята», «Волга-Волга» -фильмы, проникнутые оптимизмом.

ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 20е гг.

1) Борьба с неграмотностью

2) Активное пополнение творческой интеллигенции из рабоче-крестьянской среды

3) Следование лозунгу «Искусство-на службу народу».

4) Ограничение контактов с представителями зарубежной культуры

5) Существование цензуры

ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 30е гг.

1) Утвердился единый метод – социалистический реализм, все остальные направления стали преследоваться.

2) Культура поставлена под жесткий партийный контроль.

3) Часть творческой интеллигенции подвергнута гонениям и репрессиям

Дополнение к лекции: Первый беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый в 1937 года из СССР в США в составе: Чкалов, Байдуков, Беляев.

ЛЕКЦИЯ 77. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.

Главным направлением внешней политики РСФСР, а затем СССР в 1920-е гг. был выход из дипломатической изоляции. В 1920-1921 гг. были установлены дипломатические отношения с Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией, Польшей. В 1921-1922 гг. СССР подписывает ряд торговых договоров. Это фактически означало признание страны на международной арене. Тем не менее, крупные державы воздерживались от установления дипломатических отношений.

В 1922 году впервые в послереволюционные годы Советская Россия приняла участие в Генуе (возглавил Нарком иностранных дел-Чичерин). Главный вопрос, по которому развернулась борьба, был связан с урегулированием долгов России европейским странам. Генуэзская конференция не принесла никаких результатов, но в дни ее работы Россия и Германия подписали:

1922- Раппальский договор между Россией и Германией (страны отказались от взаимных претензий, установили дипломатические и торговые отношения; Германия, проигравшая войну и низведенная до положения второсортной державы, нуждалась в союзниках; Россия получала серьезную поддержку в борьбе за преодоление международной изоляции; торгово-экономические и военно-технические отношения развивались вплоть до прихода к власти фашистов в 1933 году)

1924-1925гг . стали переломными – СССР был признан Великобританией, Францией, Италией…

В это время СССР пытался разжечь мировую революцию. Коминтерн-международная организация, объединявшая коммунистические партии в 1919-1943г.. Выделялись значительные средства на поддержку революционных выступлений в других странах. В конце 20-х гг. возобладала точка зрения о построении социализма в отдельно взятой стране, что отводило мировой революции подчиненную роль.

В 1933 году международная обстановка изменилась. К власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. Германия взяла курс на слом версальской системы и подготовку к войне в Европе. СССР оказался перед выбором: либо сохранять верность дружеской политике в отношении Германии, либо искать способы изолировать не скрывавшую агрессивные планы Германию.

1933-1939 гг.-советская внешняя политика была направлена против Германии и на создание системы коллективной безопасности в Европе (Нарком иностранных дел Литвинов -1930-1939).

-1934-СССР был принят в Лигу Наций

-1935г.- договор о взаимной помощи с Францией и Чехословакией (СССР мог оказать

помощь Чехословакии при условии, что подобная помощь будет оказана Францией).

-1936-1939-поддержка антифашистских сил в ходе гражданской войны в Испании.

-1938 – советско-японский вооруженный конфликт в районе оз. Хасан (контрудар советских войск

заставил уйти японцев с территории СССР).

-1939 – бои советских войск под командованием Жукова против японцев в районе реки Халхин-Гол

(советские войска оказали помощь Монголии и разбили японцев).

-1938 – Мюнхенское соглашение, по которому Англия и Франция удовлетворили

требования Германии на присоединение Судетской области Чехословакии.

-1939 г. (март-август)- переговоры между СССР, Великобританией и Францией о заключении

трехстороннего договора (у партнеров по переговорам не было доверия, каждая из сторон

стремилась получить преимущества; в августе переговоры зашли в тупик).

Сталин чувствовал, что ни Франция, ни Великобритания, не готовы на подписание серьезного договора. Тем более летом 1939 года между Великобританией и Германией начинаются тайные переговоры. Советское правительство пошло на сближение с Германией, с поста наркома иностранных дел был смещен Литвинов. Советский Союз боялся остаться один на один с Германией.

23 августа 1939 года министр иностранных дел Германии Риббентроп и министр иностранных дел СССР Молотов подписали в Москве Договор о ненападении сроком на 10 лет (Пакт Молотова-Риббентропа). К Пакту прилагался секретный протокол. Он разграничивал сферы влияния СССР и Германии в Восточной Европе. В советской сфере оказались Латвия, Эстония, Восточная Польша (Западная Украина и Западная Белоруссия), Финляндия, Бессарабия, в немецкой Западная Польша и Литва.

Многие склонны считать, что подписание пакта было необходимой мерой, направленной на то, чтобы оттянуть втягивание не подготовленного к войне СССР в военный конфликт с Германией. Другие считают этот договор преступным, так как в тайне от всех были поделены территории независимых государств и после подписания этого договора началась Вторая Мировая война.