В списке славянских имён попались два имени с корнем гой.
ГОЕМЫСЛ – осмысливающий жизненную силу (“гое” – сила жизни и плодородия).
ГОЕНÉГ – нежащий (лелеющий) жизненную силу.
Захотелось докопаться до смысла.

Гой еси
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция».
У этого термина существуют и другие значения, см. Гой (значения).

Гой - древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой; наиболее известно в былинном обороте гой еси.

Этимологические рассуждения

Гой происходит от праиндоевропейского корня *gi - жить. Этимологическое развитие глагола представлено следующим образом: индоевропейское *gi «жить» → *goio «жизнь» → славянское gojь → gojiti «живить». Исторически тот же корень - в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кормиться, питаться, выздоравливать», жизнь, живить, живой. «Гоить» - стар. говеть, жить, здравствовать (словарь Даля; такое же толкование в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского).
Само же слово «гой» засвидетельствовано прежде всего в тексте былин, в формуле «Ой, ты гой еси, добрый молодец!» (позднее также искажённое «гоясы»). В современном языке слово «гой» в составе данной формулы деэтимологизировалось и воспринимается как междометие, становится «вызывательным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля).
Опираясь на значение слова изгой (см. ниже), некоторые исследователи трактуют эту формулу как знак принадлежности к общине: «Ты есть наш, наших кровей». Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», «лат. vir in plenis potentia»), опираясь на диалектное значение слова гоило - пенис (буквально живитель).

Кроме того, слово гой засвидетельствовано в древнерусском языке и в других контекстах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia».
Со словом «гой» связано сохраняющееся в современном языке слово «изгой» (от изжити). Оно в древнерусском языке было социальным термином означало лицо, «изжитое», «выжитое» из своей социальной среды: лишённого наследства князя, выкупившегося холопа.

Задание № 3. Что общего между словами гой, вервь и мир?
Слова гой, вервь и мир, возникшие в различные исторические эпохи, объединены понятием «общины». «Гой – древнейшее обозначение родовой патриархальной общины. В современном русском языке оно сохранилось в слове изгой "отвергнутый член общины". То же слово находим в тексте былины: «Ой, ты гой еси, добрый молодец!», что буквально значит: «Ты есть наш, наших кровей». Вервь – это также община, но построенная не по родовому, а по территориальному признаку. Корень этого слова сохраняется в современном веревка (с уменьшительным суффиксом -к-). Вервью – веревкой мерили пространство земли, принадлежащее одной общине. В древнерусском языке слово мир встречается в сочетаниях, указывающих на мирные отношения: «миръ и тишина» (Житие Авраама Смоленского, с.18), которые противопоставлены «мятежу и молве». Существовало и другое значение этого слова: мир как "пространственное размещение всех одновременно живущих на земле людей". Мир как "спокойствие" и мир как "космос" уже с XII века известны как два разных слова, а со временем их стали различать и на письме: миръ "покой", но мiръ – "община". Относительное прилагательное миръный выражало отношение к спокойствию и тишине: «Великий князь Димитрий – человекъ мирьный» – говорится в «Сказании о Мамаевом побоище» (с. 27). Притяжательное прилагательное – типа мировой и мирской выражали принадлежность к известному миру в значении общины, количества людей. Итак, значения слов гой – вервь – мир выстраиваются в исторической последовательности: «жизнь рода» – «своя граница» – «мирное сожительство в ее пределах».

Попробовать расшифровать смыслы, заложенные в выражении «Гой еси…». Вряд ли в этом обсуждении судя по ответам участвовал кто-то из профессиональных лингвистов-филологов, но пусть это будет их проблемой. В конце концов профессиональная трактовка этого выражения довольно часто встречается и без этого поста.

В принципе, как я и ожидал, в комментариях были даны все основные трактовки выражения, особенно если считать вместе со ссылками на Википедию и другие авторитетные источники. И, что самое удивительное, большая их часть довольно правильна. Но вот что интересно.

Во-первых, истина может быть разной для разных людей. То есть каждый видит в окружающем мире свои собственные образы, которые являются для него истиной независимо от того, чем и как представляются всем прочим. Другое дело, что безумно жалко, как наша уродливая цивилизация упорно превращает богатейший живой и образный русский язык во все большей степени в бессмысленные наборы звуков и символов. В полнейшее БЕЗ-Образие.

И разница в трактовках выражения «Гой еси» очень хорошо отражает эту тенденцию.

Те, кто заметил в этих словах лишь формульное обращение из междометий по типу «Эй ты, чувак» по-своему прав. Для него лично это именно так. И так и просится добавить вслед «А ты ваще с какого раёна?».

Чуть ближе к истокам или точнее чуть дальше от деградации в понимании языка те, кто видит в выражении «гой еси» обращение типа «Будь здоров». По большому счету пусть и выхолощенное, но относительно адекватное восприятие. Особенно если точно понимать, что имеется в виду под здоровьем.

Все остальные трактовки так или иначе связаны с пониманием фразы «Будь гоем». И если слово будь довольно ясно - призыв-пожелание, то с тем что за фрукт такой «ГОЙ» и с чем его едят есть довольно существенные разногласия.

Начну с главного мифа современности. «Гои это неевреи». То есть согласно этому утверждению любой человек нееврейской национальности автоматически является гоем. Увы и ах это не так сразу с двух сторон.

Во-первых, евреи перестали называть себя гоями лишь в средневековье, что согласитесь, довольно поздно (или недавно). До этого времени никакого различия по части «гойства» между собой и всеми остальными они не делали. Да и произошло это различие исключительно по внутренним мотивам. Надо было выделить себя изо всех остальных, а никакого иного объединительного слова для этих всех остальных не нашлось.

Во-вторых, и это намного важнее, далеко не каждый человек нееврейской национальности является гоем. Собственно сегодня я вообще не уверен, остались ли на Земле ГОИ. Скорее нет, чем да. А все мы, увы, давно и безнадежно превратились в ИЗ-Гоев. Но об этом позже, когда будет понятно, кто же такие ГОИ.

Название ГОЙ в различных источниках относят к праславянским и индоевропейским корням, обозначающим «жизнь», «жить». На этом как обычно все великие филологи-лингвисты и успокаиваются. А чего дальше? Нашли ведь. А что именно нашли? Первое слово, из которого произошли все остальные? Да, нашли. Но если я правильно понимаю смысл профессии, то это не совсем то же самое, что археология. Найти исток явно недостаточно. Да и любой уважающий себя археолог, что-то раскопав, не умоет руки, а все же постарается понять, что именно он раскопал. Филологи-лингвисты почему-то предпочитают этого не делать. Еще смешнее, когда все эти древние корни пытаются записывать латиницей, которая в сравнении со всеми остальными языками сама как младенец в песочнице.

Ну да ладно. Хотя есть очень большие сомнения в том, что корни из санскрита попали в древне-русский язык, а не наоборот, оставим этот скользкий для многих момент. Важно другое, а почему «ГО» это жить? И что такое вообще Ж-И-В-О-Й в понимании наших древних предков?

Слово ГО-Й имеет корень ГО и указание на субъектность «Й». И-краткое в русском языке указывает именно на субъектность и точнее всего расшифровывается как «тот, который». То есть ГО-Й это тот, который ГО.

ГО имеет множество значений и образов. В том числе ГО в древности именовался Млечный Путь. Млечный, потому, как Небесная корова Земун расплескала по Небу свое молоко, их которого возникли Земли, Миры и Солнца и Звезды. То есть это Акт Творения Жизни, которая есть Движение Мира.

Г-Движение, О-Всевышний. ГО - Движение Всевышнего, творящего Мир. Отсюда ГО-Й это тот, кто Творит Мир движением. И именно эта особенность, эта деятельность делает его (Гоя) Живым.

На русское (праславянское) происхождение Понятия Жизнь, ЖИВА указывает тот факт, что нигде, кроме как в нашем языке нет символа (а по большом счету Руны) «Ж», в которой и заключена символика этого понятия. Это составная комплексная Руна, состоящая либо из набора «I» + «Х», либо из двух «К» - прямой и зеркальной. И то, и другое сочетание имеют свой особый смысл. «I» - означает единство всех сфер Мироздания от материального праха до Высот Творения Духа. «Х» - концентрация сознания на границе материального и духовного здесь и сейчас. Прямое и зеркальное «К» символизируют вместе единство прошлого, настоящего и будущего. Все, что происходило в прошлом, является причиной настоящего, из которого вытекают возможности выбора будущего.

Если мы объединим все вместе, то Жизнь, это осознание единства Мира во всем диапазоне его частотных вибраций и единства всех времен, сосредоточенных в настоящем моменте. «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь» - это как раз об этом. Но это не просто осознание, это еще и осознание себя в этом мире и способность управления миром на основе этого Знания.

ГО-Й это не просто живой, это человек, обладающий сознанием Творца, способный собственным Разумом творить мир, не подчиняющийся внешним обстоятельствам, а изменяющий их под свои потребности. Нет для Гоя ничего внешнего, ибо он един с миром, владеет им и творит его под себя. Это не МА-Г, который движет Майю (материальную иллюзию Мира), это намного больше. Почитайте русские сказки. В них герои часто совершают действия, выглядящие с «высоты» нашего знания о мире неуемной фантазией. А они всего лишь проявляют свойства ГОев. Не больше и не меньше.

Вот, кто такой ГО-Й. И враждебное отношение евреев, отделивших себя от остального мира и переставших считать себя гоями, постаравшихся помять его под себя, вполне понятно. ГОЙ опасен. Он не воспринимает иллюзий, на него не действует МО-РОК. Он видит суть, замыслы и последствия. Потому, что видит любые истинные движения Мира в неразрывной связи прошлого-настоящего-будущего.

Не случайно применительно к этому пониманию и слово Й-ОГ - являющееся прямым отражением слова ГО-Й. Если мы вспомним, кто такие Й-ОГи и чем они занимаются, то увидим, что это люди, утратившие свойства Гоев, но путем сложных физических и психических практик, пытающихся вернуть себе утраченное.

Но они хотя бы пытаются. Все же остальные мы, увы, не делаем даже этого. Мы все давно и прочно стали ИЗ-ГОЯМИ, ИЗ-ЖИВшими из себя единство с миром, утратившими изначальные способности и превратившиеся фактически из ЖИВых в НЕ-Мертвых. Мы все стали просто биороботами, не понимающими зачем и почему СУЩ-ествуем.

Ну а «ГОЙ Еси» - «Будь ГОЕМ», «Будь Живым» - это действительно призыв-пожелание. Пожелание пробуждения и полноты Жизни в самом сокровенном и истинном смысле. Если хотите, пожелание осознания и реализации своего истинного предназначения.
«ГОЙ ты, Русь моя РОДная»


В нашей рубрике "Читая русскую классику..." мы ответим на такой вопрос: что такое ГОЙ ЕСИ , которое встречается у М.Ю.Лермонтова в "Песне про купца Калашникова "?

Прежде всего я хочу напомнить начало этой песни:

Ох ты гой еси , царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили её на старинный лад,
Мы певали её под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
А боярин Матвей Ромодановский
Нам чарку поднёс мёду пенного,
А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шёлком шитое.
Угощали нас три дня, три ночи
И всё слушали - не наслушались.

Как видим, Лермонтов пишет своё произведение, стилизуя его под историческую песню. Известно, что в некоторых произведениях устного народного творчества, именно - в былинах и в исторических песных - очень часто встречается этот зачин: гой еси! Он представляет собой не что иное, как обращение и соответствует слову здравствуй . К примеру, такое обращение мы встречаем в духовном стихе "Сорок калик со каликою" , который также называют ещё былиной. В ней рассказывается о КАЛИКах ПЕРЕХОЖИх, древних русских паломниках, которые пришли на поклон ко князю Владимиру:

Едва пробудитца Владимер-князь,
Разсмотрил удалых добрых молодцов,
Оне-те ему поклонилися,
Великому князю Владимеру,
Прошают у него светую милостыню,
А и чём бы мОлодцам душа спасти.
Отвечает им ласковои Владимер-князь:
- Гой вы еси , калики перехожия!..

По своему смыслу эти два слова - ГОЙ ЕСИ - точно соответствуют современному слову ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ , которое мы сейчас употребляем как простое приветствие, не вкладывая в него первоначального значения, а именно - пожелания здоровья.

Точно таким же приветствием было в древнерусском языке и выражение ГОЙ ЕСИ , в котором слово ЕСИ - это утраченная русским языком форма 2 лица единственного числа глагола БЫТЬ в настоящем времени . А слово ГОЙ представляет собой застывшую форму другого глагола - ГОИТЬ, ГОИТИ, что значит "жить, здравствовать ".
Кстати сказать, слова ЖИТЬ и ГОИТЬ исторически являются родственными, у них один и тот же корень. Современного русского человека здесь может смутить то, что эти слова звучать по-разному. Перед нами пример исторического чередования согласных звуков Г и Ж. Точно такое же чередование мы встречаем, например, в словах - нога и ножка ,
город и жердь , голова и желвак. Ещё раз отметим, что слово ГОЙ - это застывшая форма повелитетельного наклонения от глагола ГОИТЬ . Ни сам глагол, ни эта его форма не сохранились в русском литературном языке. Но он есть в других славянских языках, а также во многих русских народных говорах. Так, например, мне приходилось его записывать в вологодских говорах, а точнее, в селе Ферапонтове, правда, в значении несколько ином: ГОИТЬ - значит "чистить, приводить что-либо в порядок, наводить порядок, убирать".

И ещё мне бы хотелось сказать, что это старинное приветствие встречается во многих произведениях русской литературы 19 века. И оно употребляется нашими рускими писателями не только как обращение, но также и как призыв. Мы уже рассмотрели пример из Песни про купца Калашникова Лермонатова . Вот пример из стихотворения А.В. Кольцова (Тоска по воле) :

Гой ты , сила пододонная,
От тебя я службы требую!

Другой пример мы находим в произведении А.К.Толстого (Правда-матушка) :

Ах ты гой еси , правда-матушка,
Велика ты, правда, широка стоишь!

А вот пример из Песни о Ст.Разине А.С. Пушкина:

Как промолвил грозен Стенька Разин:
Ох ты гой еси , Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила.

И, наконец, приведём ещё например - из стихотворения А.С.Хомякова "Русская песня" , которое представляет собой стилизацию под историческую песню. И в ней повествуется о о времени князя Владимира Крестителя, то есть о 10 веке. Вот начало этой песни:

Гой красна земля Володимира!
Много сёл в тебе, городов больших,
Много люду в тебе православного!
В сини горы ты упираешься,
Синим морем ты омываешься,
Не боишься ты люта ворога,
А боишься лишь гнева Божия.
Гой красна земля Володимира!
Послужили мои тебе прадеды,
Миром-разумом успокоили,
Города твои изукрасили,
Люта ворога отодвинули+

Эта "Русская песня" Хомякова в какой-то мере, можно сказать, навеяна др.произведением конца 13 (или начала 14) века (Слово о погибели Рускыя земли ), в котором рассказывается о богатстве и о красоте нашей земли:

О светло-светлая и укрансо-украшена земля Руськая,
И далее перечисляются все её богатства:
Озёра многочисленные и колодцы местночтимые,
Горы крутые, холмы высокие, дубравы чистые, поля дивные,
Звери различные, птицы бесчиселнные, города великие, сёла дивные,
Сады монастырские, дома церковные, князья грозные, бояре честные, вельможи многие+
Вот её древнерусский текст:
О светло светлая и украсно-украшена земля Руськая!
И многыми красотами удивлена еси :
Озёры многыми удивлена еси ,
Реками и кладязьми местночестными,
Горами крутыми, холми высокыми,
Дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными,
Птицами бещислеными, городы великыми,
Селы дивными, винограды обителными,
Домы церковьными, и князьми грозными,
Бояры честными, вельможами многами.
Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Итак, мы сегодня рассказали о происхождении старинного русского приветствия гой еси .
Первоначально оно означало пожелание жизни и здоровья и точно соответствует нашему современному слову


http://narodinfo.ru/articles/42048.html
* * *
Гой одновременно достойный и идущий (от "га" - дорога). Поэтому обращение калик к Илье Муромцу имеет не один смысл. Сиднем просидевший 30 лет подал воды каликам. Что они ему говрят? "Гой еси ты добрый молодец". Другими словами " Ты достойный человек (гой)". А другой смысл "Ты можешь ходить"

Гой:
Гой (от индоевропейского корня *gi «жить» → *goio «жизнь») - древнерусский корень со значением жизни, живительной силы, больше всего известный в составе былинной формулы гой еси.

Гой (ивр. גוי‎) — обозначение нееврея в иудаизме.
«Гой» переводится с древнего иврита как «народ» (мн. число «гойим», «народы»). В Библии этот термин никогда не применяется по отношению к одному человеку. 620 раз это слово употребляется в Библии во множественном числе (гойим) и означает многие народы (например, Быт.10:1). В единственном числе (гой) оно встречается 136 раз, при этом нередко относится к еврейскому народу (гой гадоль, ивр. גוי גדול‎ — «великий народ»; Нав.3:17) и др.). Так, из 10 употреблений слова «гой» в Пятикнижии 5 относятся к еврейскому народу.

В более позднее время слово «гой» начинает употребляться в ивритской литературе как синоним слова «нохри», то есть «чужой».

В эрзянском-мерянском, КОЙ - ЗАКОН

ЕСИ- ИСТЯМО = Какой

(Иногда употребляется для усиления степени качества, получаем "ИСТИННО")

Следовательно, в первом случае - " кой еси " - Какого ты закона?

В случае с гоями - гой гадоль = Великий ЗАКОН

Гои - Законники
ИЗгои - Вне закона

ГОЙ - с древнего арийского языка переводилось как «имеющий в себе свет», «несущий свет, лучистый», и потому в сказках всякому доброму молодцу при встрече задавался вопрос - гой ли ты есть?

Гой (от индоевропейского корня *gi «жить» ; *goio «жизнь») - древнерусский корень со значением жизни, живительной силы, более всего известный в составе былинной формулы «гой еси», что характерно для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»). См. также у М. Ю. Лермонтова: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!», у А. К. Толстого: «Гой вы, цветики мои, цветики степные!», у Сергея Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная…», у "Арконы": "Гой, Роде, Гой!"

Вещий Гой - сильный человек и глава рода. Вещий - значит познавший Весту.

Гой - несущий свет, лучистый!

В славянских языках «гойный» означает «изобильный».

Слово Гой в словаре Даля

междомет. вызывательное восклицание, ободрительный вызов. Ох ты гой еси добрый молодец, в сказках Гойкать, см. го.

Слово Гой в словаре Ефремовой

межд. нар.-поэт.

Употребляется при приветствии, обращении к кому-л., чему-л.

Слово Гой в словаре Фасмера Макса

«будь здоров!»

Слово Гой в словаре Д.Н. Ушакова

ГОЙ, межд., со словом «еси» (см.) или без него (·устар. ·нар.-поэт.). В сочетании с мест. 2 лица служит для восклицания, приветствия, ·торж. обращения. «Гой, ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» А.К.Толстой. Уж ты гой еси, удалой добрый молодец. Народная песня.

ГОЙ ТЫ ЛЕС ЧЕСТНОЙ ХОЗЯИН БОЛЬШОЙ! ПРОШУ ТЕБЯ С ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ, С БЕЛОЙ РУБАХОЙ, С НИЗКИМ ПОКЛОНОМ, СКОЛЬ БЫ МНЕ НИ ХОДИТЬ - НИКОГДА НЕ БЛУДИТЬ ПРИ УТРЕННИХ ЗОРЯХ, ПРИ ВЕЧЕРНИХ ЗОРЯХ, ПРИ СОЛНЦЕ КРАСНОМ, ПРИ МЕСЯЦЕ ЯСНОМ! НИКОГДА Б МНЕ В ЛЕСУ НЕ ПЛУТАТЬ А СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ СЯ СБЕРЕГАТЬ! ГОЙ!

Так почему же так вышло, и каким образом славянское слово оказалось в обходе у еврейского народа? Дело в том, что славяне имели два наиболее крупных контакта с евреями. Первый - во время Великого переселении народов, когда болгары и племя, позже ставшее поляками столкнулись с еврейскими поселениями в райне Чёрного моря и Карпат, ушедших туда в поисках спасения от германских народов (в частности, готов) высадившихся в то время десантом на побережье современной Германии и занявшихся активной колонизацией этих территорий. Второй - уже в эпоху княжеской Руси, во время войны с хазарским каганатом. Как известно, сами хазары (булгары и прочие степняки) входили в касту "чёрных хазар" и, проще говоря, находились в государстве на положении рабов. Белые же хазары и и сам каган были представителями еврейского народа.

И именно во времена эти стычек (которые в обоих случаях закончились полным разгромом евреев), и зародилось у иудеев общее название страшных врагов - гои. Славяне, называвшие, друг друга гоями (во всяком случае, приветствовавшие друг друга этим словом - все мы знаем формулу "Ой ты Гой еси, " - то есть "ты есть гой") естественно, стали для евреев олицетворением разрушающей силы, несущей страшную угрозу самому существованию еврейского народа (как мы знаем от всего ГОСУДАРСТВА Хазарского каганата остался лишь круг стены одного города, а от их языка - лишь одно слово "Саркел" - "Белый город"). И естественно, что с тех пор евреи питают неимоверную ненависть ко всем гоям.

И ЧТО ЖЕ НАМ ЖИДЫ ПЫТАЮТСЯ ВНУШИТЬ СЕГОДНЯ?

А ТО, ЧТО ТЕРМИН ГДЛБ - означает - ГОЙСКИЙ ДОЛБОЕБ НЕСУЩИЙ СВЕТ (Всевышнего) !

А ЭТО ПО СУТИ НЕ СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ!

ТАКИМ ОБРАЗОМ, САМ ТЕРМИН ГОЙСКИЙ ДОЛБОЕБ (ГДЛБ) - ОЧЕРЕДНОЙ ЖИДОВБРОС, С ЦЕЛЬЮ ОЧЕРЕДНОЙ ДИСКРЕДИТАЦИИ ВСЕГО РУССКОГО, И, В ЧАСТНОСТИ, ДРЕВНЕ-РУССКОГО ПОНЯТИЯ ГОЙ КАК ТАКОВОГО.

ВСЕ, КТО УПОТРЕБЛЯЮТ ТЕРМИН ГДЛБ - НЕ СВЕДУЩИЕ ЛЮДИ ИЛИ ЖИДОВСКИЕ ТРОЛИ НА ЗАРПЛАТЕ.

КОГДА ПОЯВИЛОСЬ СЛОВО ГОЙ, ЖИДОВ ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ НЕ БЫЛО .

Type caption (optional)

Ой вы гой еси добры молодцы,

Станы статные, головушки буйные.

Только вы одна надежа Российская,

Только вам под силу мысли светлые,

Мысли светлые, мысли вольные.

Чем ходить вокруг всюду бестолку,

Напрягите-ка буйны головушки,

Запрягите-ка коней своих огненных,

Коней огненных металлических.

Засучите рукава от рубах своих,

И возьмитесь за Россию - землю-матушку.

Возведите-ка дворцы современные,

Дворцы светлые и высокие,

Наведите порядок в чиновниках,

Чтобы чтили законы Российские,

Чтоб хранили добро наше общее,

Наше общее государственное,

Возродите вы Рать нашу сильную,

Рать сильную и духовную,

Сохранив все убранство Российское,

Чтобы ястребы - гости заморские,

Нос не смели совать за околицу,

Чтоб и мыслей захватнических не было,

Чтоб смотрели и приговаривали:

Знать силен Дух люда Русского,

Несгибаемый и непостижимый…

Сохраните Россию Вы Единую,

Россию – матушку, страну светлую.

А помощницы, красны-девицы,

Приукрасят Россию, чтоб глаз радовал,

Вслед за вами все люди поднимутся,

Вся Россия поднимется, прихорошится…

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился,

А боярин Матвей Ромодановский

Нам чарку поднес мёду пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенцо новое, шелком шитое.

Угощали нас три дни, три ночи,

И всё слушали - не наслушались.

Н е сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие свое и веселие.

Российская гпоѵдарственная

детская библиотека

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золоченый ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи темные,

Опустил головушку на широку грудь, -

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, -

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником, -

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное, -

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц - звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися; -

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьею ты вскормлен Малютиной!..»

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу черную - не запотчевать!

А прогневал я тебя - воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову;

Тяготит она плечи богатырские

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чем бы тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закаленная?

Или конь захромал худо кованый?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак " мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоей милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву-реку покататися,

Кушачком подтянуся шелковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную, -

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешептываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой " закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебёдушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит слово - соловей поет,

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божиим;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье родилась она купеческой, -

Прозывается Аленой Дмитревной.

Как увижу ее, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчевые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство свое?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?

Отпусти меня в степи Приволжские,

На житье на вольное, на казацкое.

Уж сложу я там буйную головушку

И сложу на копье бусурманское;

И разделют по себе злы татаровья

Коня доброго, саблю острую

И седельце браное черкасское.

Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется!..»

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:

«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся».

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому...

Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте - дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго боярина

И боярыню его белолицую!

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходют мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

Отзвонили вечерню во святых церквах;

За Кремлем горит заря туманная;

Набегают тучки на небо,

Гонит их метелица распеваючи;

Опустел широкий гостиный двор.

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною;

Злого пса-ворчуна зубастого

На железную цепь привязывает,

И пошел он домой призадумавшись

К молодой хозяйке за Москву-реку.

И приходит он в свой высокий дом,

И дивится Степан Парамонович:

Не встречает его молода жена,

Не накрыт дубовый стол белой скатертью,

А свеча перед образом еле теплится.

И кличет он старую работницу:

«Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась, затаилася

В такой поздний час Алена Дмитревна?

А что детки мои любезные -

Чай, забегались, заигралися,