Всем хорошего дня. Мы с вами в последнее время очень часто говорим о ремиссии, снижении активности болезни, об активности в общем, индексах активности и тд.

Сегодня и завтра поговорим о том, как эту активность измерить и как результат трактовать. Разберём на примере , если интересуют и другие индексы активности — только сообщите.

Итак, сегодня разберём шкалу боли, которой часто пользуются ревматологи и которая используется для расчёта индексов активности болезни. Шкалы оценки боли предназначены для определения интенсивности болевого синдрома (при любых болезнях). Эти шкалы позволяют оценить субъективные болевые ощущения, которые испытывает пациент боли в момент исследования. Визуальная аналоговая шкала (ВАШ, Visual Analogue Scale, VAS) была предложена Huskisson в 1974 году.


Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет совсем», правая — «самая интенсивная боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см. С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач отмечает полученное значение и заносит в историю болезни или амбулаторную карту. Также с целью оценки интенсивности боли можно использовать и модифицированную визуально-аналоговую шкалу, в которой интенсивность боли определяется также различными оттенками цветов.

К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство, возможность контролировать эффективность терапии.

При динамической оценке объективным и существенным является отличие значения по ВАШ от предыдущего более чем на 13 мм.

  • Недостатком ВАШ является ее одномерность, т. е. по этой шкале больной отмечает лишь интенсивность боли.
  • Эмоциональная составляющая болевого синдрома вносит существенные погрешности в показатель ВАШ.
  • Субъективность ВАШ является и основным же ее недостатком. Пациент, преследуя свои цели, может намеренно занижать или завышать значения. Когда? Например, пациент не хочет обижать (напрягать, беспокоить) своего врача, и даже в отсутствии результата и сохранении болевого синдрома на том же уровне занижает значение. Да, бывают и такие) Или же пациент желает получить инвалидность, хочет стать кандидатом на дорогостоящее лечение и тд, и специально ставит оценку значительно выше предыдущего результата. Ну и не стоит забывать, что мы все разные: кто-то будет ходить терпеть да ещё и улыбаться, а кто-то с такой же болью даже с кровати встать не сможет.

Плюс врачу тоже надо быть внимательным и активно коммуницировать (нет, не давить!!!) с пациентом. Например, предлагать ему варианты для сравнения. Скажем, в кабинет довольно бодро заходит женщина, но по шкале ставит 10 из 10, все это сопровождая рассказом о том, как ужасно она себя чувствует. Спрашиваешь: «Вы рожали? Так же больно?». «Ой, ну нет, доктор, вы что, когда рожала, думала, что умру». После этого значение снижается до 5. Именно поэтому ВАШ является лишь одним из инструментов для вычисления индекса активности самим врачом, который использует уже объективные методы оценки состояния пациента. Тут можно стоит вспомнить доктора Хауса и его железное «Все врут», но мы с вами люди воспитанные и не будем так категорично выражаться😄

Напоследок хочется сказать только одно: пожалуйста, будьте честны со своим врачом. Если вам стало лучше — говорите об этом, если стало хуже — опять-таки скажите врачу об этом. Не стоит специально что-то подделывать или скрывать. Если врач вас не слышит, не хочет слышать — значит, просто это не ваш врач. Завтра обсудим DAS-28 и что считать ремиссией.

8547 0

Самый простой и распространенный способ заключается в регистрации интенсивности боли с помощью ранговых шкал.

Существует числовая ранговая шкала (ЧРШ), состоящая из последовательного ряда чисел от 1 до 5 или до 10.

Пациент должен выбрать число, отражающее интенсивность испытываемой боли.

Вербальная ранговая шкала (ВРШ) содержит набор слов-дескрипторов боли, отражающих степень нарастания боли, последовательно нумерующиеся от меньшей тяжести к большей: нет (0), слабая боль (\), умеренная боль (2), сильная боль (3), очень сильная боль (4), нестерпимая (невыносимая) боль (5). Визуальная аналоговая шкала (ВАШ) представляет собой прямую линию длиной 100 мм с нанесенными на нее миллиметровыми юлениями или без них. Начальная точка линии означает отсутствие боли, конечная - невыносимую боль.

От пациента требуется отметить уровень боли точкой на предлагаемой прямой. Для пациентов, которые испытывают трудности с абстрагированием и представлением боли в виде цифры или точки на прямой, можно использовать лицевую (мимическую шкалу боли). Варианты перечисленных шкал, наиболее часто используемых в клинической практике приведены на рис 1.



Рис. 1. Шкалы для оценки боли


Простота и высокая чувствительность методов ранговой шкальной оценки делают их очень полезными, а иногда и незаменимыми в клинической практике, но они имеют и ряд недостатков. Математический анализ результатов основан на маловероятном предположении, что каждый ранг является равной психологической единицей измерения.

Боль оценивается однозначно - по интенсивности, как простое ощущение, различающееся только количественно, тогда как она имеет качественные отличия. Аналоговые, числовые и вербальные шкалы дают единую, обобщенную оценку, которая отражает почти совсем не изученный процесс интеграции многомерного болевого опыта.

Для многомерной оценки боли R.Melzack и W.S.Torgerson (1971) предложили опросник, получивший название "Мак-Гилловский болевой опросник" (McGill Pain Questionnaire). Известен также метод многомерной семантической дескрипции боли, в основу которого положен расширенный Мак-Гилловский опросник (Melzack R., 1975).

Расширенный опросник содержит 78 слов-дескрипторов боли, введенных в 20 подклассов (субшкал) по принципу смыслового значения и образуюших три главных класса (шкалы): сенсорный, аффективный и эвалюативный.

Результаты опроса могут служить критерием психического состояния больных. Многочисленными исследованиями проверена адекватность метода для оценки боли, обезболивания и диагностики, в настоящее время он стал стандартным методом обследования за рубежом.

В нашей стране проделана аналогичная работа. В.В. Кузьменко, В.А. Фокин, Э.Р. Маттис и соавторы (1986), взяв за основу Мак-Гилловский опросник, разработали оригинальный опросник на русском языке и предложили методику анализа его результатов. В этом опроснике каждый подкласс составляют слова, сходные по своему смысловому значению, но различающиеся по интенсивности передаваемого ими болевого ощущения (таблица 3).

Таблица 3. Мак-Гилловский болевой опросник

Какими словами Вы можете описать свою боль? (сенсорная шкала)
1.
1. Пульсирующая
2. Схватывающая
3. Дергающая
4. Стегающая
5. Колотящая
6. Долбящая
2.
Подобная
1. Электрическому разряду,
2. Удару тока,
3. Выстрелу
3.
1. Колющая
2. Впивающаяся
3. Буравящая
4. Сверлящая
5. Пробиваюшая
4.
1. Острая
2. Режущая
3. Полосующая
5.
1. Давящая
2. Сжимающая
3. Щемящая
4. Стискивающая
5. Раздавливающая
6.
1. Тянущая
2. Выкручивающая
3. Вырывающая
7.
1. Горячая
2. Жгущая
3. Ошпаривающая
4. Палящая
8.
1. Зудящая
2. Щиплющая
3. Разъедающая
4. Жалящая
9.
1 Тупая
2. Ноющая
3. Мозжащая
4. Ломящая
5. Раскалывающая
10.
1. Распирающая
2. Растягивающая
3. Раздирающая
4. Разрывающая
11.
1. Разлитая
2. Распространяющаяся
3. Проникающая
4. Пронизывающая
12.
1. Царапающая
2. Саднящая
3. Дерущая
4. Пилящая
5. Грызущая

13.
1. Немая
2. Сводящая
3. Леденящая

Какие чувства вызывает боль, какое воздействие оказывает на психику? (аффективная шкала)
14.
1. Утомляет
2. Изматывает
15.
Вызывает
1. Чувство тошноты
2. Удушья
16.
Вызывает чувство
1. Тревоги
2. Страха
3. Ужаса
17.
1. Угнетает
2. Раздражает
3. Злит
4. Приводит в ярость
5. Приводит в
отчаяние
18.
1. Обессиливает
2. Ослепляет
19.
1. Боль - помеха
2. Боль - досада
3. Боль - страдание
4. Боль - мучение
5. Боль - пытка
Как Вы оцениваете свою боль? (эвалюативная шкала)

20.
1. Слабая
2. Умеренная
3. Сильная
4. Сильнейшая
5. Невыносимая


Подклассы образуют три основных класса (шкалы): сенсорную, аффективную и эвалюативную (оценочную). Дескрипторы сенсорной шкалы (1-13 подклассы) характеризуют боль в терминах механического или термического воздействия, изменения пространственных или временных параметров. Аффективная шкала (14-19 подклассы) отражает эмоциональную сторону боли в терминах напряжения, страха, гнева или вегетативных проявлений.

Эвалюативная шкала (20 подкласс) состоит из пяти слов, выражающих субъективную оценку интенсивности боли пациентом, и представляет собой вариант вербальной ранговой шкалы. При заполнении опросника пациент выбирает слова, соответствующие его ощущениям в данный момент, в любом из 20 подклассов (не обязательно в каждом, но только одно слово в подклассе).

Каждое выбранное слово имеет числовой показатель, соответствующий порядковому номеру слова в подклассе. Подсчет сводится к определению двух показателей: индекса числа выбранных дескрипторов (ИЧВД), который представляет собой количество (сумму) выбранных слов, и рангового индекса боли (РИБ), являющегося суммой порядковых номеров дескрипторов в субклассах. Оба показателя подсчитываются для сенсорной и аффективной шкал раздельно и вместе (суммарный индекс).

По определению международной ассоциации по изучению боли "болевой порог (ПБ) - это минимальное болевое ощущение, которое можно осознать". Информативной характеристикой является также уровень болевой толерантности (порог переносимости боли - ППБ), определяемый как "наибольший уровень боли, который можно выдержать".

Название метода количественного исследования болевой чувствительности образуется от названия используемого в нем алгогенного стимула: механоальгометрия, термоальгометрия, электроальгометрия.

Чаще всего в качестве механического воздействия используют давление и тогда метод называется тензоальгометрией (долориметрией) При тензоальгометрии ПБ выражается в единицах силы давления отнесенных к единице площади (кг/см2). В зависимости от локализации измерений используют сменные насадки: в области головы и дистальных отделов конечностей диаметром 1,5 мм, а в области массивных скелетных мышц - 5 мм.

Тензоальгометрия осуществляется путем плавного или ступенчатого увеличения давления на тестируемую область тела. Болевое ощущение возникает в тот момент, когда сила давления достигает значений, достаточных для возбуждения Аб -механорецепторов и С-полимодальных ноцицепторов.

Определение ПБ и ППБ может дать важную клиническую информацию. Снижение ПБ указывает на наличие аллодинии, а снижение ППБ является признаком гиперестезии (гипералгезии). Периферическая сенситизация ноцицепторов сопровождается как аллодинией, так и гипералгезией, а центральная сенситизация проявляется преимущественно гипералгезией без сопутствующей аллодинии.

Р.Г. Есин, О.Р. Есин, Г.Д. Ахмадеева, Г.В. Салихова

Опросники - один из способов оценить интенсивность и выраженность боли , поставить диагноз, проконтролировать эффективность лечения. При жалобах на боль в пояснице, шее или другом отделе позвоночника практикующие врачи и исследователи чаще всего прибегают к нескольким вариантам шкал и опросников:

  • ВАШ - визуально-аналоговая шкала;
  • ШВО - шкала вербального оценивания;
  • Опросник боли Мак-Гилла;
  • Опросник боли Роланда-Морриса.

Большинство из этих анкет универсальные , они служат для работы с пациентами, которые жалуются на боль любой локализации. Но существуют также специфические опросники, разработанные для пациентов с болями в позвоночнике: Роланда-Морриса, Освестри, Хопкинса.

Общие опросники при болях в спине

  • Шкала ВАШ - универсальный метод субъективной оценки болевого синдрома, он применяется при болях разной этиологии и локализации, речь необязательно идет о лечении позвоночника. Пациента просят отметить на 10-сантиметровой линии точку, которая соответствует степени выраженности болевых ощущений. При этом левая граница обозначает «боли нет», а правая - «невыносимая боль, худшая, которую когда-либо испытывал». Для этих целей подойдет любая линейка, но к пациенту она должна быть обращена неградуированной стороной. Потом врач перевернет линейку, чтобы увидеть шкалу, и внесет полученные значения в лист наблюдения.

Недостаток шкалы ВАШ кроется в ее одномерности и неточности - под влиянием эмоций пациент способен сильно преувеличить интенсивность боли.

Зато врач получает возможность эффективно отслеживать изменение болевых ощущений до лечения , в его процессе и после завершения процедур.

  • Шкала ШВО также принадлежит к универсальным методам определения интенсивности боли, ее задача - помочь проконтролировать выраженность болевого синдрома до, в процессе и после лечения. Шкала представляет собой перечень словесных описаний градаций боли: «нет боли», «слабая», «умеренная», «сильная», «очень сильная», «нестерпимая». Она может дополняться цифровыми значениями. Пациента просят выбрать соответствующий его состоянию вариант, однако описательные шкалы в последнее время используются все реже.
  • Шкала Цунга - один из методов определения депрессивных состояний, которые нередко развиваются у пациентов с хроническими болями в пояснице. Вместо шкалы Цунга можно использовать шкалу Бека и Гамильтона или другие опросники, направленные на определение душевного состояния человека. Тест учитывает 20 факторов, с помощью которых определяются 4 степени депрессии.
  • Опросник Мак-Гилла призван качественно оценить характер боли - обычно используют короткую версию этого опросника. Полученные результаты позволяют судить не только о характере боли, но также об эмоциональном состоянии пациента. Пациент потратит на заполнение опросника около 5-15 минут, а все, что ему нужно, - выбрать описания, которые соответствуют его состоянию. Использование опросника Мак-Гилла дает достоверные результаты, его можно применять как одно из средств диагностики, потому что предложенные слова соответствуют определенным синдромам. Врач высчитывает индекс боли в зависимости от количества выбранных позиций.

Короткая версия опросника Мак-Гилла состоит из 20 классов. Каждый класс описывает одну группу явлений, но предлагает разные степени выраженности боли.

Болевой опросник Мак-Гилла

Дайте описание Вашей боли, подчеркнув те или иные ее характеристики в любых из 20 вопросов, необязательно в каждом, но только по одной в каждом вопросе.

  • Какими словами Вы можете описать свою боль?
  • пульсирующая, схватывающая, дергающая, стегающая, колотящая, долбящая
  • подобная электрическому разряду, удару тока, выстрелу
  • колющая, впивающаяся, буравящая, сверлящая, пробивающая
  • острая, режущая, полосующая
  • давящая, сжимающая, щемящая, стискивающая, раздавливающая
  • тянущая, выкручивающая, вырывающая
  • горячая, жгучая, ошпаривающая, палящая
  • зудящая, щиплющая, разъедающая, жалящая
  • тупая, ноющая, мозжащая, ломящая, раскалывающая
  • распирающая, растягивающая, раздирающая, разрывающая
  • разлитая, распространяющаяся, проникающая, пронизывающая
  • царапающая, саднящая, дерущая, пилящая, грызущая
  • немая, сводящая, леденящая
  • Какие чувства вызывает боль, какое воздействие оказывает на психику?
  • утомляет, изматывает
  • .чувство тошноты, удушья
  • чувство тревоги, страха, ужаса
  • угнетает, раздражает, злит, приводит в ярость, приводит в отчаяние
  • обессиливает, ослепляет
  • боль - помеха, досада, страдание, мучение, пытка
  • Как Вы оцениваете свою боль?
  • слабая, умеренная, сильная, сильнейшая, невыносимая.

Специальные опросники

Опросник Роланда-Морриса «Боль в нижней части спины и нарушение жизнедеятельности» служит для оценки качества жизни пациента, он составлен с учетом специфики заболеваний позвоночника, ближайший его аналог - опросник Освестри.

Пациенту предлагают подчеркнуть те утверждения, которые являются для него актуальными в день обращения за медицинской помощью. Затем специалист считает количество пунктов.

С помощью опросника Роланда-Морриса может оценить выраженность нарушений и контролировать эффективность лечения.

Опросник Роланда-Морриса

Когда у Вас болит спина, Вам может быть трудно выполнять некоторые из тех дел или действий, которые Вы обычно выполняете. Подчеркните только те утверждения, которые характеризуют Ваше состояние на сегодня .

  • Я остаюсь дома большую часть времени из-за спины
  • Я хожу медленнее, чем обычно, из-за моей спины
  • Из-за моей спины я не могу делать обычную работу по дому
  • Из-за моей спины мне приходится пользоваться палкой, чтобы ходить по лестнице
  • Из-за моей спины мне достаточно часто приходится лежать и отдыхать
  • Из-за моей спины мне приходится держаться за что-либо, чтобы подняться со стула (кресла)
  • Из-за моей спины мне приходится просить других людей что-то делать для меня
  • Я одеваюсь медленнее, чем обычно, из-за моей спины
  • Я стою только короткое время из-за моей спины
  • Из-за моей спины я не пытаюсь нагибаться или вставать на колени
  • Мне очень трудно вставать со стула (кресла) из-за моей спины
  • Моя спина или ноги болят почти все время
  • Мне трудно поворачиваться в постели из-за моей спины
  • У меня есть проблемы с надеванием носков из-за моей спины
  • Я сплю меньше из-за моей спины
  • Я избегаю тяжелой работы по дому из-за моей спины
  • Из-за болей в спине я более раздражен и резок с другими людьми, чем обычно
  • Из-за болей в спине я хожу по лестнице медленнее, чем обычно.

Опросник Освестри - одна из самых популярных в мире анкет, с помощью которых определяют качество жизни пациента с болями в пояснице.

Состоит из 10 разделов, каждый из которых посвящен определенной сфере жизни. Когда пациент заполнил анкету, врач проставляет напротив ответов баллы, соответствующие порядковому номеру ответа (счет начинается не с единицы, а с нуля).

Индекс ответов представляет собой сумму баллов, умноженную на два. Опросник Освестри дает исчерпывающую картину состояния человека, от предыдущих анкет он отличается подробностью и всесторонностью охвата.

Опросник Освестри

Раздел 1. ИНТЕНСИВНОСТЬ БОЛИ

  1. Я могу переносить боль без приема болеутоляющих средств
  2. Боль сильная, но я справляюсь с ней без приема болеутоляющих средств
  3. Болеутоляющие средства полностью избавляют меня от боли
  4. Болеутоляющие средства умеренно облегчают боль
  5. Болеутоляющие средства очень слабо уменьшают боль
  6. Болеутоляющие средства не действуют на боль

Раздел 2. САМООБСЛУЖИВАНИЕ (умывание, одевание, приготовление, прием пищи и т.д.)

  1. Самообслуживание не нарушено и не вызывает дополнительной боли
  2. Самообслуживание не нарушено, но вызывает дополнительную боль
  3. При самообслуживании из-за усиливающейся боли я действую замедленно
  4. При самообслуживании я нуждаюсь в некоторой помощи, однако большинство действий выполняю самостоятельно
  5. Я нуждаюсь в помощи при выполнении большинства действий по самообслуживанию
  6. Я не могу одеться, умываюсь с большим трудом и остаюсь в постели

Раздел 3. ПОДНИМАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

  1. Я могу поднимать тяжелые предметы без появления дополнительной боли
  2. Я могу поднимать тяжелые предметы, но это усиливает боль
  3. Боль мешает мне поднимать тяжелые предметы, но я могу поднять их, если они удобно расположены, например, на столе
  4. Боль мешает мне поднимать тяжелые предметы, но я могу поднимать предметы средней тяжести, если они удобно расположены
  5. Я могу поднимать только очень легкие предметы
  6. Я не могу поднимать или удерживать никакие предметы

Раздел 4. ХОДЬБА

  1. Боль не мешает мне проходить любые расстояния
  2. Боль мешает мне пройти более 1 километра
  3. Боль мешает мне пройти более 1/2 километра
  4. Боль мешает мне пройти более 1/4 километра
  5. Я могу холить только при помощи палки или костылей
  6. В основном я лежу в постели и с трудом добираюсь до туалета

Раздел 5. СИДЕНИЕ

  1. Я могу сидеть на любом стуле как угодно долго
  2. Я могу сидеть долго только на моем любимом стуле
  3. Боль мешает мне сидеть долее 1 часа
  4. Боль мешает мне сидеть более 1/2 часа
  5. Боль мешает мне сидеть долее 10 минут
  6. Из-за боли я совсем не могу сидеть

Раздел 6. СТОЯНИЕ

  1. Я могу стоять как угодно долго без усиления боли
  2. Я могу стоять как угодно долго, но это вызывает усиление боли
  3. Боль мешает мне стоять долее 1 часа
  4. Боль мешает мне стоять более 30 минут
  5. Боль мешает мне стоять более 10 минут
  6. Из-за боли я совсем не могу стоять

Раздел 7. СОН

  1. Сон у меня хороший и боль не нарушает его
  2. Крепко спать я могу только с помощью таблеток
  3. Даже приняв таблетки, я сплю менее 6 часов ночью
  4. Даже приняв таблетки, я сплю менее 4 часов ночью
  5. Даже приняв таблетки, я сплю менее 2 часов ночью
  6. Из-за боли я совсем не сплю

Раздел 8. СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

  1. Моя сексуальная жизнь нормальна и не вызывает дополнительной боли
  2. Моя сексуальная жизнь нормальна, но вызывает усиление болей
  3. Моя сексуальная жизнь почти нормальна, но резко усиливает боли
  4. Боль значительно ограничивает мою сексуальную жизнь
  5. Боль почти полностью препятствует сексуальной жизни
  6. Из-за боли сексуальная жизнь невозможна

Раздел 9. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

  1. Моя общественная жизнь нормальна и не вызывает усиления болей
  2. Моя общественная жизнь нормальна, но вызывает усиление болей
  3. Боль существенно не нарушает мою общественную жизнь, но ограничивает те виды деятельности, которые требуют больших затрат энергии (например, танцы)
  4. Боль ограничивает мою общественную жизнь, и из-за боли я часто не могу выйти из дома
  5. Боль ограничила мою общественную жизнь только областью моего дома

Из-за боли я совсем не участвую в общественной жизни

Раздел 10. ПОЕЗДКИ

  1. Я могу ездить куда угодно без усиления боли
  2. Я могу ездить куда угодно, но это вызывает усиление боли
  3. Боль мешает мне совершать поездки более 1 часа
  4. Из-за боли я могу совершать лишь самые необходимые поездки длительностью не более 30 минут
  5. Боль мешает всем моим поездкам, кроме визитов к врачу

Симптоматический опросник Хопкинса - клиническая анкета, помогающая составить комплексное представление о состоянии пациентов, страдающих хронической болью в пояснице.

Состоит из 20 пунктов, сгруппированных в 4 шкалы: настроение, межличностные отношения, психосоматические симптомы и приспособление к болезни.

Поскольку у пациентов с хроническими заболеваниями позвоночника наблюдаются расстройства невротического спектра, опросник Хопкинса позволяет зафиксировать не только боль, но также тревогу, депрессию и другие сопутствующие симптомы .

Этой анкетой можно заменить шкалу Цунга, однако опросник Хопкинса считается немного устаревшим - специалисты отдают предпочтение разработанному позже опроснику Освестри.

Симптоматический опросник Хопкинса

  • Чувствуете ли Вы себя несчастным или подавленным большую часть времени?
  • Чувствуете ли Вы безнадёжность по отношению к будущему?
  • Беспокоитесь ли Вы по мелочам?
  • Бывает ли у Вас паника (сильный испуг, страх) без причины?
  • Считаетесь ли Вы нервным человеком?
  • Легко ли Вы раздражаетесь?
  • Пугаетесь ли Вы внезапных вспышек раздражения, которые не в состоянии контролировать?
  • Чувствуете ли Вы себя одиноким?
  • Считаетесь ли Вы обидчивым человеком?
  • Ваши чувства легко уязвимы?
  • Чувствуете ли Вы, что люди не понимают Вас или не симпатизируют Вам?
  • Часто ли у Вас болит голова?
  • Имеете ли Вы проблемы со сном: нарушено засыпание, беспокойный сон, сон, не приносящий отдыха?
  • Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемой медицинской помощи?
  • Чувствуете ли Вы, что Ваши проблемы с поясницей сильно ограничивают Вашу деятельность?
  • Считаете ли Вы себя несчастным из-за проблем со здоровьем?
  • Злоупотребляете ли Вы алкоголем или лекарственными препаратами, не назначенными врачом?
  • Были ли у Вас когда-либо нервные потрясения?
  • Получали ли Вы когда-либо помощь психиатра?
  • Искали ли Вы консультативную помощь по поводу Ваших проблем?

Для диагностики болевого синдрома у онкологических пациентов из этических соображений принято применять только неинвазивные методы. В начале необходимо изучить анамнез боли (давность, интенсивность, локализация, тип, факторы, усиливающие или уменьшающие боль; время возникновения боли в течение дня, применявшиеся ранее анальгетики и их дозы и эффективность). В дальнейшем следует провести клинический осмотр пациента с целью оценки характера и распространенность онкологического процесса; изучить физический, неврологический и психический статус пациента. Необходимо ознакомиться с данными клинико-лабораторных методов исследования (клинический и биохимический анализ крови, анализ мочи), что важно для выбора наиболее безопасных для данного пациента комплекса анальгетиков и адъювантных средств (АД, ЧСС, ЭКГ, УЗИ, рентгенография и др.).

Оценку интенсивности хронического болевого синдрома проводят с помощью шкалы вербальных (словесных) оценок (ШВО), визуально аналоговой шкалы (ВАШ), болевых опросников (McGill Pain Questionaire и др.) . Наиболее простой и удобной для клинического применения является 5-балльная ШВО , которая заполняется врачом со слов пациента:

0 баллов — боли нет,

1 балл — слабая боль,

2 балла — боль умеренная,

3 балла — боль сильная,

4 балла — нестерпимая, самая сильная боль.

Нередко применяют визуально-аналоговую шкалу (ВАШ) интенсивности боли от 0 до 100%, которую предлагают пациенту, и он сам отмечает на ней степень своих болевых ощущений.

Эти шкалы позволяют количественно оценить динамику хронического болевого синдрома в процессе лечения.

Оценка качества жизни онкологического пациента может быть достаточно объективно проведена по 5-ти балльной шкале физической активности :

  • 1 балл — нормальная физическая активность,
  • 2 балла — незначительно снижена, больной способен самостоятельно посещать врача,
  • 3 балла — умеренно снижена (постельный режим менее 50% дневного времени,
  • 4 балла — значительно снижена (постельный режим более 50% дневного времени),
  • 5 баллов — минимальная (полный постельный режим).

Для оценки общего состояния онкологического больного применяется шкала оценки качества жизни по Карнофски , где динамику степени активности пациента измеряют в процентах:

А : Нормальная активность и работоспособность. Никакой специальной помощи не требуется. 100% Норма. Никаких жалоб. Никаких признаков болезни.
90% Нормальная активность, незначительные признаки и симптомы болезни.
80% Нормальная активность, некоторые признаки и симптомы болезни.
В : Пациент неработоспособен, но может жить дома и обслуживать себя сам, некоторая помощь требуется. 70% Больной обслуживает себя, но не может осуществлять нормальную активность.
60% Больной обслуживает себя в большинстве случаев. Иногда требуется помощь.
50% Необходима значительная и часто медицинская помощь.
С : Пациент не может обслуживать себя. Требуется стационарная помощь. Болезнь может быстро прогрессировать. 40% Инвалидность. Требуется специальная помощь и поддержка.
30% Тяжелая инвалидность. Госпитализация показана, хотя угрозы жизни нет.
20% Госпитализация и активная поддерживающая терапия необходимы.
10% Фатальные процессы быстро прогрессируют.
0% Смерть

Для более детальной оценки применяется целый комплекс критериев, рекомендуемый Международной Ассоциацией по изучению боли (IASP, 1994) , включающий следующие параметры:

  • общее физическое состояние
  • функциональная активность
  • социальная активность,
  • способность к самообслуживанию
  • коммуникабельность, поведение в семье
  • духовность
  • удовлетворенность лечением
  • планы на будущее
  • сексуальные функции
  • профессиональная деятельность

Для оценки переносимости анальгетической терапии учитывают появление побочного эффекта, вызванного тем или иным препаратом (сонливость, сухость во рту, головокружение, головная боль и др.) и степень его выраженности по 3-х балльной шкале:

0 — нет побочных эффектов,

1 — слабо выражен,

2 — умеренно выражен,

3 — сильно выражен.

При этом следует помнить, что у больных с распространенными формами опухолей могут присутствовать симптомы, сходные с побочным действием многих анальгетиков (тошнота, сухость во рту, головокружение, слабость), поэтому важно начать оценку исходного статуса до начала анальгетической терапии или ее коррекции.

Для углубленной оценки боли в специальных научных исследованиях применяются нейрофизиологические методы (регистрация вызванных понтенциалов, ноцицептивный флексорный рефлекс, исследование динамики условно-негативной волны, сенсометрия, электроэнцефалография), проводится определение плазменного уровня стресс-факторов (кортизола, соматотропного гормона, глюкозы, бета-эндорфина и др.). Последнее время стало возможным объективизировать уровень болевых ощущений по данным активности различных отделов мозга с помощью позитронно-эмиссионной томографии . Но применение этих методов их в ежедневной практике ограничено из-за их инвазивности и высокой стоимости.

Академический интерес представляет тест на опиатную зависимость с налоксоном , который проводят в специализированных клиниках с согласия пациента при длительной (свыше месяца) терапии опиоидными анальгетиками. В обычной практике он не применяется, поскольку может привести к устранению анальгезии и развитию острого абстинентного синдрома.

На основании данных диагностики устанавливается причина, тип, интенсивность хронического болевого синдрома, локализация боли, сопутствующие осложнения и возможные психические нарушения. На последующих этапах наблюдения и терапии необходимо проводить повторную оценку эффективности обезболивания. При этом достигается максимальная индивидуализация болевого синдрома, отслеживаются возможные побочные эффекты применяемых анальгетиков и динамика состояния пациента.

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ)

Визуальная аналоговая шкала (ВАШ) изначально была создана для использования в медицине - по ней пациент должен был оценить интенсивность испытываемой на данный момент боли. По методу ВАШ на отрезке прямой длиной 10 см больной отмечает интенсивность боли. Начало линии слева соответствует отсутствию болевого ощущения, конец отрезка справа - непереносимой боли. Для удобства количественной обработки на отрезке наносят деления через каждый сантиметр. Линия может быть как горизонтальной, так и вертикальной.

Применение ВАШ довольно распространено в медицинской сфере, потому что оно имеет следующие преимущества:

1) метод позволяет определить действительную интенсивность болей;

2) большинство пациентов, даже дети (в возрасте 5 лет и старше) легко усваивают и правильно используют ВАШ;

3) использование ВАШ позволяет изучить распределение рейтинга;

4) результаты исследований воспроизводимы во времени;

5) более адекватная оценка эффекта лечения по сравнению со словесной характеристикой боли. ВАШ успешно использовали во многих исследованиях при изучении эффективности терапии.

Однако ВАШ имеет и определенные недостатки по сравнению с другими методиками. Во-первых, пациенты могут весьма произвольно ставить отметки на шкале. Часто подобные отметки не отражают действительности и не соответствуют устным оценкам болей, даваемым самими больными. Во-вторых, расстояние до сделанной отметки должно быть измерено, что требует времени и точности, возможны также ошибки при измерении. В-третьих, ВАШ трудно объяснить пожилым пациентам, не улавливающим связи между линией и положением своей отметки на ней. Наконец, фотокопирование иногда приводит к искажению линии, что отражается на измерении. Поэтому ВАШ не считают оптимальным методом измерения интенсивности боли у взрослых и у пожилых больных, но рекомендуют как успешный у детей.

Как уже было сказано, с медицинской сфере использование ВАШ в различных исследованиях встречается намного чаще, чем в любой другой сфере. В частности это касается и психологии.

Впервые визуально-аналоговая шкала была описана в 1921 г. Hayes&Patterson. . Только с 1969 года стала предметом серьезного изучения, после выхода работы Aitken, которая является актуальной до сих пор, в связи с малым количеством работ, посвященных ВАШ.

Эйткен использовал в своем исследовании эту шкалу для оценки чувств больных депрессивным расстройством. Он считал, что наблюдателю навязывается цифровая система, тогда как аналоговая система была бы более уместна.

Если разные люди используют одно и то же слово, это не означает, что они испытывают одинаковые эмоции - это относится и к расположению отметок на шкале. Эмоция, претерпеваемая вдвое интенсивнее, не может соотноситься с умноженной вдвое оценкой. Существует тенденция к ограничению разделений на категории, так как обычно используют только самые основные из них. Это делает такие шкалы неэффективными в исследовании определенных ассоциаций к заданным понятиям, например, физической величины стимула. Данные шкалы неспособны отмечать оттенки чувств.

Эйткен был убежден, что аналогии должны быть визуальными, а не являться просто некими фразами, иначе крайние оценки (например, 0 или 5) будут встречаться слишком часто (Yerkes & Urban 1906).

В его исследовании пациентам предлагалось каждый день в течение нескольких недель отмечать интенсивность своего состояния на визуально-аналоговой шкале. В данной ситуации шкала действительно очень подходила для измерения изменений и оценки их важности. Однако доктор Рэймонд Леви (отделение психиатрии, медицинская школа при Мидлсексской больнице, Лондон) считал, что он недооценили все сложности, возникающие при работе с подобными шкалами. Он заподозрил, что подобные шкалы были особенно эффективны при оценивании пациентов с умеренными симптомами, которые точно знали, что доктор имел в виду, которые начинали использовать ту же самую терминологию. Пациенты, страдающие как умеренной формой депрессии, так и более тяжелой, испытывали трудности при работе с данными шкалами.

Доктор Дж.П. Уотсон (клиника Модсли, Лондон) считал, что проблемы определения терминов и шкал, которые представил доктор Эйткен, не отличались от проблем использования любой оценочной шкалы. Он заинтересовался, были ли у доктора Эйткена доказательства того, что пациенты намеренно давали результаты, которые, как они знали, были неверными.

Доктор Эйткен отметил, что замечание доктора Леви было важным, и он согласился с доктором Уотсоном, что оно касается всех видом самооценивания. Исходя из его опыта, пациенты сегодня, не задумываясь, используют такие слова, как "депрессия", но несомненно, что их слова могут означать нечто, совсем отличное от того, что имели в виду психиатры, когда употребляли их. Требуется разъяснения точной природы симптома, как оно дается в клиническом оценивании всех симптомов. Аналоговые шкалы могут точно определять, что пациенты хотят сообщить, но не то, что доктор имел в виду.

Это исследование довольно подробно объясняет, почему ВАШ может быть лучше, удобнее, надежнее и достовернее измерения с оценками или ограниченными делениями. Очевидно, что люди, страдающие депрессией, делятся на разные категории, и использование "цифровой системы" может исказить результаты с точки зрения ого, что пациент просто не постарается задуматься об интенсивности своих переживаний и выберет одно из крайних значений. Использование подобных же шкал, но только с описанием состояния опять же вызывает ощущение, что выбирают за пациента, не получая при этом настоящего достоверного результата. Однако это только одно исследование, в котором объектом является довольно сложное психологическое состояние, чтобы можно было однозначно выбрать лучшую систему измерения для него.

В целом, существует не так много исследований, в которых сравнивается шкала Лайкерта и визуально-аналоговая шкала. Например, в исследовании, проведенном Torrance, Feeny, и Furlong было показано, что ВАШ обладает большей надежностью по сравнению со шкалой Лайкерта. . В другом исследовании, проведенном Flynn, где сравниваются 5-балльная шкала Лайкерта и 65 мм. ВАШ на примере измерения копингов, показано, что испытуемые при ответе на один и тот же вопрос показывают более высокие результаты при работе со шкалой Лайкерта, по сравнению с ВАШ.

Jennifer A. Cowley and Heather Youngblood в своем исследовании, в котором они сравнивают различия в ответах по визуально-аналоговым, численным и смешанным шкалам, говорят о том, что им было эмоционально труднее использовать аналоговые шкалы, чем численные, потому что деления были не заполнены, не содержали объяснений.

Шкалы, в которых каждое деление содержит подробное текстовое объяснение, показывали более надежные результаты, чем те, где некоторые деления содержали пропуски. Так же преимущество использования численных данных, например, при работе с вариационным анализом, заключается в том, что в этом случае можно оценивать некие изменчивые взаимодействия, что невозможно при работе с непараметрическими данными.

Однако некоторые исследователи могут предпочесть аналоговые шкалы, потому что в отличие от численных, при работе с ними они могут использовать эффективные параметрические статистические анализы.

Так же в этом исследование использовались смешанные шкалы - аналоговые шкалы с добавлением различных делений: цифровых или с выборочным текстовым пояснением. При этом возможность ставить свою оценку в любой точки шкалы сохранялась.

Смешанные шкалы здесь показали гораздо более высокие средние оценки, чем аналоговые. Так к же, ответы, собранные с численных и смешанных шкал, не особо отличались между собой, тогда как ответы по аналоговым и численным шкалам сильно расходились.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ВАШ, как и шкала Лайкерта, обладают своими наборами плюсов и минусов. Однако в первом исследовании, как и в последнем, поднимался главные вопрос, который может стать впоследствии разрешением проблемы выбора измерительного инструмента - можем ли измерять порядковыми шкалами такие характеристики, как депрессия, тревога или любое другое непрерывное состояние? В данном случае нам стоит воспользоваться непараметрической шкалой, потому что, используя порядковую шкалу, мы рискуем получить грубый результат, далекий от истинного отношения испытуемого, а так же потерять значительное количество данных.

Возможно, что решением этого вопроса станет так же идея об использовании смешанных шкал. Учитывая, что численные и смешанные дают более высокие средние оценки во многих исследованиях, исследователи могут задаться вопросом, зависит ли это от факта, что человек ставит отметку без привязки к цифровым и текстовым делениям или в соответствии с ними. Пока этот вопрос еще не разрешен, исследователи могут использовать смешанные шкалы, чтобы облегчить испытуемым заполнение анкеты, обеспечивая надежность результатов параметрического анализа, используя аналоговые данные.