Одной из тем сочинения, которая предлагается школьникам, является рассуждение на тему "Зачем нужна школьная форма". Эта тема является актуальной, потому что есть как сторонники единой одежды, так и те, кто считает, что это устаревшая традиция. Школьнику предлагается высказать свое мнение по этому поводу. Сочинение "Зачем нужна школьная форма" позволяет руководству школы также определить, нужно ли вводить такую реформу в их образовательном учреждении, учитывая мнение учащихся.

Когда носили единую форму

Если посмотреть старые фильмы, иллюстрации из учебников по истории, то учащиеся выделялись из толпы благодаря тому, что носили особенную одежду. В нужна школьная форма" следует отметить, что в советскую эпоху все школьники были обязаны приходить в образовательное учреждение в единой форме.

И если подумать, в те времена для многих тот факт, что все одевались одинаково, не воспринимался в негативном ключе, как у современного поколения. Почему? Просто потому, что в советское время был дефицит хорошей качественной одежды, не у всех были деньги для ее приобретения. Поэтому для многих это был выход: таким образом дети разных социальных групп не отличались по внешнему виду. А желающие как-то выделиться из общей массы дополняли одежду бижутерией или декорировали одежду (умеренно).

Почему отменили одинаковую одежду для учащихся

В рассуждении на тему "Зачем нужна школьная форма" нужно также привести аргументы и противников того, чтобы школьники были одинаково одеты. Один из самых главных доводов - это то, что таким способом ограничивают у школьников свободу самовыражения. Единая форма обезличивает, не дает раскрыться индивидуальности ученика.

Также большинство хотят одеваться в соответствии с модой. А школьная форма подразумевает простые элементы одежды классического кроя. В советское время одежда учащихся была преимущественно темных оттенков, что для некоторых является неправильным, потому что детство - это яркость красок. С одной стороны, эти доводы можно назвать разумными. Ведь внешний вид - это один из способов самовыражения. Но какие доводы приводят сторонники единой одежды для учащихся?

Зачем нужна школьная форма: аргументы за ее введение

Доводы, приводимые сторонниками этой точки зрения, тоже достаточно весомые и убедительные.

  1. Единая форма одежды помогает поддерживать дисциплину в классе на уроках.
  2. Демократична.
  3. Позволяет экономить время сборов в школу.
  4. Практичная - обычно форму шьют из тканей немарких расцветок.
  5. Гигиенична - для создания формы для школьников используют натуральные ткани.

Некоторые из этих аргументов стоит более подробно рассмотреть в сочинении "Зачем нужна школьная форма".

Как связаны дисциплина и одежда?

Один из аргументов сторонников единой формы - это поддержание порядка в классе на уроках. На первый взгляд данный аргумент кажется странным. Ну как одежда может помочь поддерживать дисциплину?

Объясняется все очень просто. У школьников просто нет возможности обсуждать на уроке, во что одеты их одноклассники. Ведь для девочек вопросы моды являются одними из самых обсуждаемых. Ученики не разглядывают друг друга, пытаясь выяснить где они купили себе какой-то элемент одежды, не определяют его стоимость.

Также ученики должны держать свою форму в порядке - ведь на простых классических фасонах неаккуратность будет сразу заметна. А благодаря тому, что детям не нужно по утрам раздумывать и решать, что же надеть в школу, количество опозданий на уроки становится меньше. Таким образом, единая форма позволяет поддерживать дисциплину в классе.

Демократичность - составляющая гармоничной атмосферы в классе

Один из обязательных пунктов в сочинении "Зачем нужна школьная форма" - это объяснение пункта о демократичности. Это подразумевает доступность школьной формы для семьи с любым достатком. Таким образом, при помощи одежды более обеспеченные ученики не будут показывать свою обеспеченность при помощи внешнего вида.

В современном обществе обеспеченные родители одевают своих детей в одежду дорогих марок, хотя дети младших классов не придают значения стоимости их нарядов. Но у других родителей это может вызывать негативную реакцию и предвзятое отношение к таким ученикам, которое они могут передать своим детям.

А в более старших классах подростки уже сознательно стараются продемонстрировать свой статус с помощью внешнего вида, показывая свое превосходство над детьми из менее обеспеченных семей. А те, в свою очередь, тоже выказывают свое отрицательное к ним отношение. Все это не позволяет создать гармоничную и здоровую атмосферу в классе. Поэтому единая школьная форма позволяет избежать данных проблем, позволяя ученикам выделяться благодаря своим талантам и достижениям в учебе.

Формирование правильного отношения к внешнему виду

Но бывает и так, что родители и дети не понимают, зачем нужна Благодаря тому, что при помощи одежды семьи не демонстрируют социальный статус и дети не стараются показать свое превосходство над другими внешним видом, формируется правильное отношение к одежде. Дети не делают из нее культа, не считают, что внешность - это главное в человеке.

Они учатся ценить личность окружающих их людей, оценивать их по поступкам. У девочек появляется возможность не просто следовать всем модным тенденциям, но и учиться более тонкому искусству правильно подбирать бижутерию, аксессуары, чтобы разнообразить свой образ так, чтобы он не смотрелся вызывающе. Ведь часто девочки в своем стремлении выглядеть модно выбирают вещи, которые не подходят им по возрасту. Или сочетают несовместимые по стилю элементы одежды. А простые вещи классического кроя, из которых и состоит школьная форма, всегда считались признаками хорошего чувства стиля.

Школьные традиции

Но противники единой одежды для учащихся часто не принимают во внимание такой праздник, как "последний звонок". А именно в этот день все стараются прийти так, как были одеты школьники советских времен. Ведь как красиво смотрятся белые накрахмаленные фартуки с кружевами, белоснежные манжеты, отложные воротнички, банты! И в этот день все одеты одинаково. И никого это не смущает. Так почему же родителям не нравится то, что их ребенок всегда одет опрятно, со вкусоми и в соответствии с возрастом? И всем эти требованиям соответствует единая форма одежды для учеников.

Конечно, каждый решает сам, хочет ли он, чтобы ребенок выделялся из толпы, или ему важнее все перечисленные аргументы (демократичность, формирование правильного отношения к внешнему виду и прочее).

В сочинении "Зачем нужно носить школьную форму" как один из аргументов можно привести в пример праздник выпускников. Ведь нужно, чтобы ребенок с ранних лет понимал, что важнее не то, во что одет человек, а то, как он себя ведет в обществе.

В 2014 учебном году форма стала обязательным атрибутом школьной жизни. Как всегда, решение Минобразавания раскололо общественность на два лагеря, потому как школьниками были, есть или будут абсолютно все граждане нашей страны. Вовлеченность в обсуждение, зачем нужна школьная форма, массовая, и количество аргументов противников дресс-кода обычно перевешивает сентиментальные воспоминания о собственных чудесных школьных годах сторонников единообразия внешнего вида учеников. Но это связано с неумением участвовать в дискуссии. Оставим эмоции и обратимся к фактам, реабилитируя школьную форму и даже выступая в ее защиту.

Форма и дисциплина

Дисциплина — это не то явление, когда дети ходят строем и хором славят партию, как представляется многим. Дисциплина — это соблюдение определенных правил, принятых в определенной организации, даже и негласных. Школа — прежде всего учебное заведение, и говорить о полной анархии самовыражения в школьных стенах очень недальновидно. Есть какие-то абсолютные правила: приходить в определенное время, во время урока сидеть за партой, вежливо обращаться к учителю, работать над заданиями. Все их соблюдают, и никому не приходит в голову возмущаться таким насилием.

Школьная форма в глазах общественности почему-то из этого ряда выпадает. Как необязательный элемент: кажется, что и в форме, и в “штатском” дети соблюдают те же правила. Это верно, однако школьник, который в одной и той же одежде сидит в классе, играет в футбол, гуляет с собакой, идет в кино, словом, занимается повседневными своими делами, перестает воспринимать школу как особое место. И тогда правила, установленные в ее стенах, начинают представляться обузой. Человек их, естественно, соблюдает, но это соблюдение приносит внутренний дискомфорт.

Что происходит, когда школьник надевает форму? Появляется ощущение отстраненности от жизни внешкольной, учеба выходит из ряда обыденных дел, развлечений, занятий и становится делом особенным, солидным и ответственным. И появляется настрой на следование правилам, потому что школа — такое место, где правила и должны работать, не вызывая внутреннего бунта.

Здесь можно столкнуться с мнением, что для этого не обязательно вводить школьную форму, достаточно лишь какого-то общего единообразия. В самом деле, если у ребенка в гардеробе будет более-менее строгий классический костюм “для школы” — свою дисциплинарную функцию он выполнит, никак не повлияв на детское чувство вкуса, кошелек родителей и способность тех и других самовыражаться. Можно ограничить цветовую гамму и длину юбок, а цвет, фасон, покрой, материал оставить на усмотрение родителей и самих учеников. Это было бы справедливо, если бы форма была призвана работать только на дисциплину, но ее функциональное назначение гораздо шире.

Форма и социальное равенство

Любимый аргумент сторонников школьной формы — воспоминания о том, как в советское время все ученики были равны, а в одном классе учились дети министров и уборщиц, ничем друг от друга формально не отличаясь. На самом деле это, конечно, миф, явленный нам измененной памятью. Дети высокопоставленных лиц учились всегда отдельно, а если кто и оказывался в обычной школе, то от остальных все же отличался. Сама по себе форма социально детей не уравнивает, и в этом антагонисты совершенно правы: гаджеты, аксессуары, бижутерия, машины и наличные деньги сделают свое дело, даже если дети одеты одинаково.

Школьная форма лишь исключает один элемент из этого ряда критериев статуса. Здесь как раз на руку играет форма из одного материала и стандартной модели: меньше повода для эмоций. Правда, оптимальным решением должен стать все же выбор между схожими внешне фасонами, которые рассчитаны на принципиально разные типы фигуры. Дети разные, как и взрослые, и заставлять их носить одежду, которая в силу ряда причин им не подходит, было бы глупо.

Кроме того, одинаково одетые школьники получают относительно равные возможности для самоутверждения, ощущая статусное превосходство товарищей лишь в момент навязчивой демонстрации этого превосходства. Пока сосед по парте не достал новый смартфон или игровую консоль — он равен тебе. Когда появляется возможность продемонстрировать свое превосходство посредством внешнего вида — она эксплуатируется максимально полно: и просто, и эффект перманентный, а ощущение равенства не появляется вовсе.

Форма и учебный процесс

Вроде бы школьная форма и процесс получения знаний никак не связаны, и в задачи учителя не входит ни воспитание вкуса, ни контролирование внешнего вида, ни отслеживание морального облика ученика. Главное — чтобы дети учились и не мешали делать то же другим, а в джинсах ли они будут сидеть за партами, в спортивных костюмах или классике — дело десятое.

На самом деле одежда ярких расцветок и броских фасонов отвлекает от занятий. Наш зрительный аппарат устроен таким образом, что внимание привлекает нечто отличное от общего фона, даже не обязательно красный свитер среди серых пиджаков. С тем же успехом взгляд зацепится за спокойный голубой среди зеленого. Когда внимание невольно рассредотачивается между текстом, яркими пятнами одежды, посторонними звуками, удержать мысль довольно сложно, тем более что она так и норовит упорхнуть сама. Пестрота вокруг и разнообразие форм хороши для отдыха, в коллективной работе же единообразие может быть только благом для центральной нервной системы и органов чувств: мозг не должен перегружаться информацией, поступающей одновременно и относящейся к разным категориям и разрядам.

Кроме школьников, в учебный процесс вовлечен и учитель. Представьте, каково это: изо дня в день много часов смотреть на пестроту, пытаясь сосредоточиться на уроке. Заболят и глаза, и голова, к концу дня не останется сил, ибо к раздражителю цветовому постоянно добавляются и другие. А чему научит постоянно уставший учитель?

Помимо отвлечения безусловного внимания, одежда отвлекает и условное. Глубокое декольте старшеклассницы способно заставить забыть основы арифметики не только одноклассников, но и учителя. Обсуждение внешнего вида и связанных с этим психологических характеристик человека становится важной частью школьного быта, тем более что и учителя порой не в силах удержаться от замечаний. Мощный отвлекающий фактор на учебный процесс оказывает негативное влияние, а если таких факторов тридцать?

Справедливости ради стоит сказать, что не только яркие, дорогие и открытые наряды нарушают спокойствие класса, но и просто чем-то отличающиеся и вызывающие любопытство. Так, в смешанных школах женские хиджабы — предмет постоянного внимания и детей, и взрослых. Подобную роль может сыграть любая нестандартная одежда, от рваных джинсов до бабушкиной вязаной юбки.

Форма и самовыражение

Оказывается, наши школьники самовыражаются исключительно за счет одежды. Этот аргумент — один из главных в заявленном противостоянии. Как только речь заходит о школьной форме, так родители начинают требовать соблюдения права на выражение собственной личности. Это, конечно, очень важно в период ее становления.

Но что мы видим без розовых очков и теорий? Самовыражение заканчивается там, где начинается мода, поддерживаемая родительским кошельком. Некоторые подростки, причисляющие себя к неформальным субкультурам, в этом отношении несколько свободнее, однако какие-то тенденции задают тон и в малых группах. Иной, выразивший что-то личное посредством одежды, имеет все шансы стать парией. Бренды, цена и подиумное сочетание цвета и модели никак не относятся к самовыражению. Большинство школьников хотят выглядеть “как все”, и так и выглядят. Варьируются лишь детали. Захочет ли юный человек ходить в школу в строгом костюме, если все вокруг в джинсах и ярких модных свитшотах? Захочет ли он сидеть на занятиях в спортивном костюме, если в тренде классика? Очень сомнительно.

Мантра советских времен “стань интересным в неинтересной одежде” сегодня основательно забыта, ибо за счет “интересной одежды” можно привлечь внимание, не прилагая усилий. Не нужны знания, увлечения, харизма, не нужно выстраивать отношения и уметь слушать других. Достаточно просто выглядеть. Это ли то, чего хотят родители? Дети ведь не навсегда дети, а попав в реальный, а не школьный мир, могут ломаться в столкновении мировосприятий: ценятся личные и профессиональные качества, самовыражение должно иметь под собой солидную основу. Форма, уравняв всех внешне, позволяет обращать внимание на другие человеческие особенности (справедливости ради — не всегда имеющие реальную ценность вне школы).

Стоит говорить и о том, что вкус в одежде может развиваться со временем или не развиваться вовсе, так что эстетика такого самовыражения может быть очень иллюзорной. Неумение одеваться по моде или носить определенные вещи (строгие костюмы, например, классические брюки, туфли на каблуке) способно сделать молодого человека объектом для шуток. Обязательное ношение формы исключает этот стрессовый фактор: тому, кто не понимает и не интересуется модой, живется с формой гораздо проще.

Форма и семейный бюджет

Очень интересный момент — зависимость семейного бюджета от школьной формы. Что обычно говорят родители, выступающие против? Школьная форма шьется на заказ, часто по-российски — в одном назначенном ателье за назначенную сумму, которая явно не сравнима со стоимостью комплекта одежды из сток-магазина. Школа становится очень дорогой. Единой для всех (как это было — коричневые платьица, синие пиджачки) формы уже не будет, а школьная администрация — не святые серафимы, и при удобном случае обязательно на пошиве кто-то как-то наварится.

Это справедливо, но это проблемы системы, а не самой школьной формы. Она, впрочем, стоит гораздо больше, чем на ценнике написано: требуется два комплекта рубашек или блузок, пара брюк и очень желательно сменный пиджак. Носить один комплект месяцами и надевать его сразу после стирки не понравится никому. Да еще и растут дети весьма быстро, иной раз худеют или поправляются так, что форму приходится подгонять. Соответственно, стоимость возрастает.

С другой стороны, тезис “мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое” в нашем случае очень верен. Вместо формы, сшитой из носких и стойких материалов, в школу растущий человек будет носить повседневные свитера, футболки, юбки, джинсы, после школы в них же гулять, играть, заниматься своими делами. Естественно, каждый день в одном и том же дети ходить не хотят, да и портится одежда со скоростью катания с горки на собственной пятой точке. Чем дешевле, тем менее качественный материал. Носить дешевую одежду школьники не очень хотят. Так что вместо пары форменных комплектов придется приобретать несколько раз в год комплекты не форменные. Учитывая, что синтетику или дешевый трикотаж родители и сами покупать не горят желанием, разница в стоимости сокращается: джинсы, рубашка и свитер могут оказаться лишь немногим дешевле школьного костюма, а ведь одной вещью не обойдешься. Экономия получается сомнительная.

Еще важный момент: школьная форма избавляет родителей от постоянного желания детей одеваться во что-то еще более модное и новое. Ведь в стенах учебного заведения юная поросль находится большую часть дня (во всяком случае, в это хочется верить), так что отказ от покупки Армани не приведет к тому, что много часов подряд юная барышня будет чувствовать себя Золушкой, а то и тыквой. Хватит этих впечатлений и вне школы.

Воспитательский час на тему: Зачем нужна школьная форма?

Цели:

    воспитание осознанного отношения к внешнему виду.

    развитие познавательных интересов.

Задачи:

    познакомить обучающихся с положением школы о школьной форме и внешнем виде учащихся;

    познакомить обучающихся с историей школьной формы в России

    представить школьную форму различных стран;

    формировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям;

    развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.

Наглядные пособия и материалы: различные картинки по теме.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

Ход проведения

Часть 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово воспитателя. В нашей школе уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей школы.
Сегодня мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

    Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить..."

    Нравится ли вам внешний вид школьников?

    Совместимы ли украшения с деловой одеждой?

    Нужна ли школьная форма?

Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего воспитательского часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях.

Зачем вводится школьная форма?

Школьная форма

    Школьная форма – это некий показатель уровня школы.

    Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.

    Форма дисциплинирует, делает более организованным.

    Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.

    Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.

    Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

    1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

    1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.

    1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.

    1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.

    1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

Школьная форма в разных странах.

    В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.

    В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.

    В Африке школьницам запрещают мини-юбки.

    Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.

    Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

    Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.

    В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.

    На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Современная Россия.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Часть 9. Подведение итогов


Школьная форма. (плюсы)

    Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

    Форма дисциплинирует человека.

    Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

    Нет проблемы «В чем пойти в школу».

    Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

    Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

    Школьная форма экономит деньги родителей.

Школьная форма. (минусы)

    Нежелание детей ее носить.

    "Потеря индивидуальности”.

    Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

    Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

А теперь вернемся к нашим вопросам в начале воспитательского часа и скажите ваше мнение изменилось к школьной форме и вы поняли, что все носят школьную форму и это престижно, актуально, необходимо в нашем интересном современном мире в 21 веке.

Выводы: Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

Нужна ли школьная форма, всегда стоит остро в нашей стране несмотря на то, что школьную форму всегда носили и носят многие воспитанники различных учебных заведений как в нашей стране, так и в других.

Но нас в период лихолетья, связанного со сменой государственного статуса страны в середине 90-х, было отменено все старое, включая и форму в школах. А теперь возвратить все на круги своя очень не просто.

Споры по поводу форменной одежды школьников ведутся до сих пор, хотя стоит отметить, что форму все же носят, особенно младшие школьники. Так зачем нужна школьная форма, попробуем разобраться с этим вопросом.

Рассуждая о правах человека, некоторые считают, что школа не имеет права требовать от ребенка присутствовать в ее стенах только в определенной форме и выгонять с уроков. Существует закон об образовании, где ясно сказано, что ребенок имеет право учиться. Но если в школе есть внутренний нормативный акт в виде устава, где прописано наличие определенной школьной формы, то школа может требовать ее ношение на законных основаниях. Часто сталкиваются закон и устав, в результате рождается большое количество споров. Но стоит заметить, что, вряд ли, стоит родителям идти на открытый конфликт в школе, где учится их ребенок, может, лучше решить все мирным путем, найдя некоторые компромиссы.

Ношение формы имеет как свои минусы, так и несомненные плюсы. Нужна ли школьная форма, за и против ее присутствия в наших школах высказываются все по-разному. Рассмотрим оба варианта.

Плюсы школьной формы:

  1. Школьная форма дисциплинирует, как и всякая спецодежда. Ребенок, надевший форму, точно знает, что он идет учиться и сразу настраивается на нужный лад. К тому же, форма не отвлекает от учебы.
  2. Форма сглаживает различия между финансовым положением семей учеников, а также учителями.
  3. Форма статусная вещь. Она говорит о принадлежности ученика к некой школе. В гимназиях и лицеях принято гордиться своей школой и ее формой.

Минусы школьной формы:

  1. Школьная форма делает всех одинаковыми, не давая возможность на самовыражение. А оно особенно важно для старшеклассников.
  2. Материал, из которого она шьется, часто бывает низкого качества, индивидуальные особенности строения тела каждого ребенка не учитываются, поэтому форма иногда плохо сидит, портится, неэстетично выглядит.
  3. Иногда в ней бывает не совсем удобно, например, когда запрещены брюки. Зимой в юбке девочкам достаточно холодно, а переодеваться бывает не совсем комфортно, а порой даже и негде. Мальчики жалуются, что им неудобно целый день сидеть в пиджаках.

Кстати, вопрос о ношении школьной формы не принимается в одностороннем порядке, а только совместно с родителями, поэтому решая то, в чем будет учиться ваш ребенок, можно рассмотреть различные варианты одежды, проверить качество различных производителей, чтобы выбрать лучшее. Можно сшить форму на заказ в другой фирме, соблюдая цвет и фасон, но из лучшей ткани и по индивидуальным меркам ребенка.

И не нужно настраивать ребенка против формы, ведь большинство споров, можно решить достаточно мирно. Да и к тому же, дети ходят в школу учиться, поэтому они должны выделяться, прежде всего, своими знаниями, а не одеждой. А показать свой гардероб можно и в другом месте.

Задачи:
  • познакомить обучающихся с положением школы о школьной форме и внешнем виде учащихся;
  • познакомить обучающихся с историей школьной формы в России
  • представить школьную форму различных стран;
  • формировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям;
  • развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.
Наглядные пособия и материалы: мультимедийная установка, пре-зентация к классному часу, бумага, ручки.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

Ход проведения


Часть 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово классного руководителя. В нашей гимназии уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей гимназии.
Сегодня на классном часе мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

  1. Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить..."
  2. Нравится ли вам внешний вид школьников?
  3. Совместимы ли украшения с деловой одеждой?
  4. Нужна ли школьная форма?
Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего классного часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на официальных гимназических мероприятиях вне гимназии.

Зачем вводится школьная форма?

Школьная форма

  • Школьная форма – это некий показатель уровня школы.
  • Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
  • Форма дисциплинирует, делает более организованным.
  • Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.
  • Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.
  • Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»
Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

  • 1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.
  • 1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
  • 1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.
  • 1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
  • 1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
  • 1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Итак, вы познакомились, как одевались школьники в нашей стране.

Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник "Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в "сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

Школьная форма в разных странах.

  • В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.
  • В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.
  • В Африке школьницам запрещают мини-юбки.
  • Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.
  • Каждая престижная школа или гимназия имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев. Долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки...
  • Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
  • Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше - до 1988 года.
  • В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
  • Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
  • В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
  • На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
  • В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.

Современная Россия.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Варианты современных школьных форм России.

  • Яркие и сочные тона радуют глаз только первое время. А затем вызывают утомляемость и приводят к скрытой агрессии.
  • Рубашки и блузки должны быть светлых пастельных тонов. Голубые, розовые, салатовые и бежевые.
  • Классическое сочетание – «светлый верх» и «темный низ» в повседневном ношении нужно избегать. Это утомительно для зрения, вызывает головную боль.
  • Необходимо выбирать школьную одежду без отвлекающих от учебы деталей.
  • Школьный жакет должен быть функциональный, иметь карманы.
  • Школьная одежда всех оттенков серого – универсальна!
Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Часть 9. Подведение итогов


Школьная форма. (плюсы)

  • Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
  • Форма дисциплинирует человека.
  • Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
  • Нет проблемы «В чем пойти в школу».
  • Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
  • Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
  • Школьная форма экономит деньги родителей.
Школьная форма. (минусы)
  • Нежелание детей ее носить.
  • "Потеря индивидуальности”.
  • Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
  • Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
  • Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
А теперь вернемся к нашим вопросам в начале классного часа и скажите ваше мнение изменилось к школьной форме и вы поняли, что все носят школьную форму и это престижно, актуально, необходимо в нашем интересном современном мире в 21 веке.

Выводы: Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

И за все это мы должны сказать нашему директору, что идем в ногу со временем.