План
Введение
1 Исполнительная власть
2 Законодательная власть
2.1 Палата общин
2.2 Палата лордов
2.3 Избирательные системы и реформа

3 Политические партии Великобритании
4 Судебная власть
4.1 Высокий суд
4.2 Апелляционный суд
4.3 Суд короны
4.4 Барристеры
4.5 Суды графств
4.6 Административные суды (трибуналы)

5 Гражданская служба
6 Региональное самоуправление (devolution)

Государственный строй Великобритании

Введение

Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система ) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

Конституция Великобритании не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является "Королева в Парламенте".

В настоящее время Соединенное Королевство является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского союза (ЕС), Большой восьмёрки (G8), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1. Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

Премьер-министр, хотя формально и считается первым среди равных ему по рангу коллег по кабинету, фактически располагает большей частью его формальной власти. Не последнюю роль в этом распределении власти играет тот факт, что премьер-министр может приглашать или увольнять членов кабинета. Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они контролируют повестки дня, назначают и смещают членов кабинета и около 80 младших министров, не входящих в кабинет; они определяют также состав и повестки дня от 25 до 30 постоянных и временных комитетов, через которые проводится большая часть наиболее важных правительственных решений. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют Британию за рубежом. Премьер-министры также обладают правом назначать чиновников на различные государственные должности, а также влияют на разного рода другие назначения и непосредственно контролируют систему привилегий и почетных званий (пэрства, рыцарства и т.п.). Расширению сферы полномочий премьера способствую и современные средства массовой информации, придающие особое значению личностному фактору власти.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом - а также коалиционные - более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

2. Законодательная власть

2.1. Палата общин

Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий - два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1, что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

2.2. Палата лордов

Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой "смесь" наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето - отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

2.3. Избирательные системы и реформа

В Великобритании используются различные избирательные системы:

· First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).

· Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.

· Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.

· Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.

· Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

3. Политические партии Великобритании

Консервативная партия

Лейбористская партия

Либеральные демократы

Демократическая юнионистская партия

Шотландская национальная партия

Шинн Фейн

Партия Уэльса

Социал-демократическая и лейбористская партия

Зелёная партия Англии и Уэльса

Партия «Альянс»

Партия независимости Соединённого Королевства

Британская национальная партия

Ольстерская юнионистская партия

4. Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

4.1. Высокий суд

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцлерского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Избирательная реформа 1918 г.

Развитие государственного строя Великобритании в период между двумя мировыми войнами характеризуется уже известной нам основной чертой: буржуазная демократия развивается, но это развитие чисто внешнее, ее содержание все более выветривается, реакция укрепляется, где вопреки, а где и благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Наибольшее значение имели реформы избирательного права 1918 и 1928 гг.

Реформа 1884 г. значительно (втрое) увеличила число избирателей, но все еще сохранила имущественный ценз (в виде квартирного). Все еще не существовало деления на избирательные округа, равные по числу населения (хотя бы приблизительно), один и тот же избиратель мог голосовать в нескольких округах (где у него имелся имущественный ценз), выборы происходили не в один день по всей стране, а продолжались несколько недель.

Избирательная реформа 1918 г. устранила, хотя и не особенно радикально, все эти наиболее одиозные недостатки. В избирательный список заносилось каждое лицо мужского пола, достигшее избирательного возраста (21 года) и проживающее в избирательном округе не менее 6 месяцев. Но лицо, имеющее ценз оседлости в одном округе и земельную или иную собственность в другом или вошедшее в избирательный список по университетскому избирательному округу, может голосовать в двух округах и сохраняет, таким образом, два голоса (однако не больше двух). Голосовать больше чем в двух округах закон воспретил.

В вопросе женского избирательного права реформа не пошла дальше уродливого компромисса. Активное избирательное право получили женщины, достигшие 30 лет и владеющие помещением для жилья или занятий (с годовой доходностью не ниже 5 фунтов стерлингов) либо состоящие в супружестве с лицом, удовлетворяющим этим условиям.

Установлены были одинаковые избирательные округа так, что один депутат приходился приблизительно на 70 тыс. жителей.

Выборы проводятся в один день по всей стране. Палата общин 1918 г. избрана была уже на основе нового избирательного закона. Число избирателей поднялось (в круглых цифрах) с 8 млн в 1910 г. до 21 млн, что составило около половины населения.

Избирательная реформа 1928 г.

Следующий шаг сделан был в 1928 г., когда специальным актом парламента женщина была уравнена в избирательных правах с мужчиной. Реформа была проведена консервативным кабинетом, который не без оснований рассчитывал на ближайших выборах получить голоса новых избирательниц. Однако надежды эти не оправдались. Из 4 млн новых голосов (на выборах 1929 г. голосовало около 26 млн избирателей против 22 млн в 1924 г.) большая часть оказалась на стороне лейбористов (около 8,5 млн голосов против 5,5 млн в 1924 г.), но прирост этот произвел, как мы уже знаем, очень незначительный эффект. В промежуток между двумя крупными избирательными реформами, в 1926 г., закон сократил ценз оседлости до трех месяцев (для Олстера остался прежний шестимесячный срок).

После реформ 1926 и 1928 гг. английское избирательное право, хотя и не совсем равное, но допускающее к выборам значительно больше половины населения (на выборах 1945 г. числилось избирателей 33 млн, из коих голосовало 20 млн), надо признать довольно широким, но и это массовое голосование не дает результатов, нужных массам: вся обстановка капиталистического государства, буржуазный государственный аппарат в целом - злейший враг всеобщего избирательного права. К этому присоединяются нелепости мажоритарной избирательной системы, которая одна способна исказить результаты голосования, если бы и не было других недостатков.

Отношения палаты общин и палаты лордов.

Палата общин, избираемая на основе широкого избирательного права, по-прежнему имеет рядом с собой невыборную олигархическую палату лордов, враждебную ей и готовую в нужный момент выступить против нее. Отношения мелку палатами никак нельзя считать урегулированными в демократическом духе актом 1911 г., и это особенно ясно становилось по мере усиления лейбористов с 1918 г. Палата лордов по-прежнему и сейчас, как 50 лет назад, - цитадель консерватизма. В этой односторонности - ее громадная и совершенно явная одиозность. "Когда у власти консервативное правительство, палата лордов сохраняет почти полную безжизненность; если же у власти правительство другой партии, палата лордов склонна создавать ему ненужные затруднения и стремится использовать все свои полномочия, оставшиеся еще у нее в силу "Акта о парламенте", чтобы сделать затруднения правительства наибольшими". Полномочия же эти все-таки значительны: палата лордов может отсрочить на два года любую неугодную ей меру правительства, и уже давно можно было предвидеть, что она непременно будет пользоваться этой возможностью, если у власти окажутся лейбористы: "Рано или поздно конфликт с социалистическим правительством неизбежен". Палата лордов не может оспаривать финансовые билли, прошедшие палату общин, но до настоящего времени не было случая, чтобы спикер палаты общин объявил финансовым такой билль, который в действительности не является финансовым и не подходит под (очень точные) квалификации акта 1911 г. Таким образом, "хотя палата лордов формально лишилась права вето, по существу она его сохранила. Можно даже сказать, что косвенным образом сохранилась ее власть над финансами, ибо всякое большое мероприятие в области социальной реконструкции есть по существу билль о перераспределении доходов, и власть отсрочить его осуществление есть финансовая власть очень значительного характера".

Парламент и правительство.

Усиление правительственной власти. Отношения между парламентом и правительством развивались после первой мировой войны по прежней линии все растущего практического перевеса правительства. Если это консервативное правительство, оно господствует не только в палате общин, но и в палате лордов. Если это лейбористское правительство, опирающееся на лейбористское большинство в палате общин (как после выборов 1945 г.), оно вынуждено считаться с палатой лордов, но отнюдь не с палатой общин.

Для усиления и расширения своей власти и для освобождения от сколько-нибудь полного контроля палаты общин правительство пользуется всяким случаем: войной, внутренними затруднениями, осложнившейся внешней обстановкой. Делегированное законодательство превращается после первой мировой войны в общее правило. В 1932 г. специальная комиссия во главе с лорд-канцлером изучала вопрос о власти министров. Ее заключения подвели некоторые итоги развития делегированного законодательства в XX в. Комиссия признала, что правительство уже давно законодательствует по принципиальным вопросам и даже вводит новые налоги, а это в Англии, где историческое развитие парламента тесно переплетается с борьбой его за исключительное право регулировать обложение, означает полное фактическое поражение парламента. Комиссия признала, что правительство свободно "изменяет" парламентские статуты. "Одна только мысль о том, что подчиненное законодательство может позволить себе расходиться со священным текстом статута, на первый взгляд возмутительна. Чего же нам, - вопрошают законодатели, - здесь сидеть и тщательно обсуждать точный язык будущего закона, если кто-то посторонний может потом изменить этот закон росчерком пера? Зачем, вопрошают граждане, мы голосуем на выборах и посылаем представителей в законодательное собрание, если какой-то невыборный чиновник может уничтожить дело наших рук?"1

Что бы ни говорили озадаченные законодатели и что бы ни спрашивали возмущенные избиратели, все стоят перед фактом давнего и все более явного упразднения парламента как законодательного органа.

Комиссия лорд-канцлера авторитетно засвидетельствовала, что как там себе хотят законодатели и их избиратели, а практика делегированного законодательства необходима и неизбежна. Но суть-то в том, что после первой мировой войны имеется уже не делегированное законодательство, а законодательство правительства, которое законодательствует и прямо, и косвенно, и по принципиальным вопросам, и по бюджетным, и по техническим, и по каким ему заблагорассудится, и с разрешения палаты общин и без оного. В 1927 г. "парламент принял 43 закона. О большинстве из них общество либо ничего не слышало, либо слышало очень мало. Они были предложены министрами... И в том же 1927 г. ... министрами было издано не менее 1349 обязательных постановлений и распоряжений. Они представляют собой такую же составную часть законодательства, как акты парламента".

Чрезвычайные полномочия превращаются в постоянные. Эта роль правительства, окончательно сосредоточившего в своих руках правительственную, в новом смысле, власть (т. е. одновременно и неразлучно нормативную по всем и всевозможным вопросам и исполнительную), особенно возрастает в моменты кризисов. В эти периоды власть правительства приобретает открыто и закономерно охранительный, реакционный, иногда террористический по отношению к трудящимся характер. Но в XX в. Великобритания, как мы сейчас покажем, идет от кризиса к кризису. В 1914 г. диктаторская и бесконтрольная власть правительства получила обоснование в "Акте о защите государства". Вскоре по окончании войны, в 20-х годах, господствующие классы Великобритании стали лицом к лицу с подъемом революционной активности пролетариата. Это было время бурно растущей безработицы, крупных забастовок, уличных демонстраций и волнений, походов безработных на Лондон и т. д. Это был кризис посерьезнее даже военного с точки зрения классовых интересов буржуазии. Парламентский акт 1920 г. об исключительных полномочиях, в отличие от акта 1914 г., был не временным, а постоянным законом, который правительство уполномочено было приводить в действие когда ему угодно, простым объявлением "исключительного положения". Акт об исключительных полномочиях позволял правительству в любую минуту восстанавливать всю систему, господствовавшую во время войны, т. е. внесудебную расправу по ряду "преступлений", цензуру, обыски, аресты и высылки по произволу полиции, без разрешения суда, наконец, смертную казнь. И уже в 1921 г. во время забастовки горняков террористическая машина эта была пущена в ход; затем она свирепствовала в 1924 г. во время стачки докеров; затем - в 1926 г. во время всеобщей забастовки.

Назначение, смысл, роль закона о чрезвычайных полномочиях, который неизменно выступал на сцену в дни рабочих волнений, совершенно ясны. Во время всеобщей забастовки страна была превращена в военный лагерь. Тюрьмы наполнены были арестованными за "речь против монархии", за "хранение документов, содержание которых противоречит правительственным мероприятиям", за "угрозу штрейкбрехерам" и за тому подобные "преступления".

Некоторые более отдаленные, по поучительные справки. Когда в 1893 г. войска, вызванные для усмирения углекопов, застрелили в темноте двух стачечников, Асквит, тогда министр внутренних дел, дал в палате общин подробное объяснение, смысл которого был тот, что министр внутренних дел, а следовательно, кабинет в целом, совершенно не ответственен за организацию и образ действий местного самоуправления. А между тем, как подчеркнул Асквит, обязанность предупреждать и подавлять беспорядки лежит в Англии и теперь, как и в глубокой древности, на обязанности органов местного самоуправления. И он тут же решительно заявил, что "для охранения правосудия и для господства законного порядка в стране был бы очень печален тот день, в который мы решилась бы централизовать то, что теперь зависит от местного населения, если бы мы отняли у мировых судей контроль над политикой и передали бы его министру внутренних дел"1.

Поучительно сопоставить эти заявления с не менее твердыми словами министра внутренних дел в палате общин 5 мая 1926 г., когда он, защищая действия правительства, подчеркнул, что чрезвычайные полномочия даны отнюдь не каждому судье или полицейскому офицеру, а именно министру внутренних дел, от которого уже зависит передоверить эти полномочия судьям и полиции.

Выступление министра внутренних дел в палате общин 5 мая 1926 г. по поводу применения Акта о чрезвычайных полномочиях отличалось вообще бесстыдной откровенностью. Перечислив длинный ряд драконовских постановлений чрезвычайного закона и коснувшись мер против действий, "возбуждающих мятеж", он утешил палату общин сообщением, что постановления эти представляют лишь использование уже сложившегося "общего права" с той лишь особенностью, что они позволяют действовать без проволочек. Упомянув о праве полиции арестовывать без судебного приказа, он признался, что в настоящее время права обыкновенного констебля арестовывать без такого приказа вообще очень обширны1.

Таким-то образом к концу двадцатых годов нашего века централизация и бюрократизация достигли в Англии того именно предела, о котором говорил со страхом Асквит в 1893 г.

Не показательно ли, что за период с 1919 по 1934 г. было вынесено больше приговоров за политические преступления, чем за сто лет - с 1817 по 1919 г.?

Акты периода второй мировой войны.

Наконец, накануне второй мировой войны в августе 1939 г. новый акт "Об исключительных полномочиях" (обороны) подразумевал, что и до открытия военных действий, и после этого правительство облекается диктаторскими полномочиями. К 1 сентября правительство уже подарило стране 18 статутов по вопросам денежного обращения, цен, полномочий судов, образования новых министерств, об уполномоченных правительства в графствах, о военной службе, об экспорте и импорте и проч. и проч. Затем статуты посыпались десятками. Палата общин некоторое время пыталась сохранить хоть некоторые законодательные права, но в ноябре 1939 г. вынуждена была одобрить резолюцию, внесенную Чемберленом, согласно которой законопроекты исходят только от правительства.

Новые законы установили право правительственных агентов: 1) заключать в тюрьму на неопределенный срок без суда, без объявления причины ареста, 2) арестовывать за "попытку вызвать недовольство среди занятых на королевской службе", 3) вводить исключительное положение во всей стране или в отдельных местностях.

Одна из газет ("Evening Standard") писала в 1939 г., что агентов Андерсона (министр внутренних дел) народ боится больше, чем немцев.

Некоторые из этих мероприятий были неизбежны и впоследствии оправданы военной необходимостью. Из них важнейшим был переход к всеобщей воинской повинности и создание многомиллионной регулярной армии. Но зачем в течение всего 1938 г. действовал специальный закон, запрещающий политические демонстрации в Ист-Энде - рабочем районе Лондона? Зачем была закрыта газета компартии "Dally Worker"? Как характерна та торопливость и жадность, с которой английская буржуазия пользуется всякими кризисами, военными и невоенными, чтобы окружиться частоколом чрезвычайных законов и экстренных мероприятий и чтобы расширить поход на передовую часть рабочего класса!

Всякое расширение правительственной власти в буржуазном государстве есть прежде всего расширение бюрократического аппарата. После первой мировой войны создан был ряд новых министерств и среди них министерства угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, пенсий. Иначе говоря, в одних областях бюрократизация усиливалась (колонии, военное дело), а на другие области распространялась заново.

Во время второй мировой войны правительственный аппарат был расширен до чрезвычайных размеров. Создан был ряд новых министерств вроде министерства экономической войны, министерства военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения и др.). Большинство из этих ведомств по окончании войны было ликвидировано, но, как мы уже знаем, от однажды расширенных и умноженных полномочий бюрократический аппарат никогда целиком не отказывается даже по миновании той надобности, которая создала эти полномочия. В частности, надо отметить крупную реформу 1946 г., состоящую в создании нового министерства - министерства обороны для координации деятельности министерств военного, морского и авиации.

Одновременно создается Комитет обороны под председательством премьер-министра с участием четырех упомянутых министров и некоторых других.

Централизация и местное самоуправление.

Период после первой мировой войны характеризуется дальнейшим распространением правительственной централизации на область местного самоуправления. Со времени реформ 1888 и 1894 гг. централизация делала последовательные и успешные шаги, и можно сказать, что ко второй мировой войне установилась полная и всесторонняя зависимость местного самоуправления от центрального правительства. По сути дела, здесь налицо те самые внутренние отношения централизованного государства, которые мы наблюдаем в крупных государствах континента. Характерная черта английской системы централизации в том, что она осуществляется не агентами центра на местах, а иными способами. Во французской, например, системе до 1940 г. префект департамента был агентом министерства внутренних дел, им назначаемым и увольняемым (формально Президентом республики), перед ним исключительно ответственным, но наделенным весьма широкими законными правами надзора по отношению к Генеральному совету и, что особенно важно, практически служившим единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты типа префекта являются на континенте и после второй мировой войны важнейшими органами централизации. Английская система местного самоуправления не знала и не знает ничего похожего на таких агентов. Лорд-наместник и шериф - единственные должностные лица графства, назначаемые королем. Но первая должность уже очень давно имеет вполне и исключительно почетный характер; шериф же - исполнитель судебных решений и не имеет отношения к местному самоуправлению. Свое руководство местным самоуправлением центральные ведомства проводят способами, по существу, приближающимися к континентальным, но отличающимися от них по форме. Эффективность там и здесь одинакова.

Роль министерства здравоохранения.

Главную роль играет в этой области министерство здравоохранения, созданное в 1919 г. вместо Главного совета местного управления и перенявшее функции этого Совета. С этого времени вся обширная область коммунального и муниципального благоустройства вместе с местными финансами составила сферу ведения министерства здравоохранения, так что общественная санитария и здравоохранение являются лишь некоторой частью этой сферы. Формы руководства со стороны этого министерства и многих других (министерства внутренних дел, торговли, просвещения, земледелия и рыболовства, транспорта и других) суть отдаваемые в виде общих и конкретных распоряжений и циркуляров указания, которых органы местного самоуправления обязаны придерживаться в своей деятельности, право утверждать многие из местных постановлений, носящих характер общеобязательных норм (by-laws или по новейшей правительственной транскрипции bye-laws). Со времени первой мировой войны соответствующие ведомства твердо усвоили практику издавать типовые правила на все случаи местной жизни, и эти правила благоразумно реципируются органами самоуправления во избежание бесполезных трений с центральной властью.

Парламентские акты 1928 и 1929 гг.

Но все более и более верным средством подчинения органов местного самоуправления центральной власти становится со времени первой мировой войны их финансовая зависимость от центра. Правительство и раньше утверждало займы, заключаемые местными органами, так что без санкции центра советы городов и графств не получали необходимых средств для проведения насущных мероприятий, но теперь оно все чаще и непосредственно выступает в качестве источника специальных ассигнований на различные конкретные цели, а тем самым ставит местные органы в самую прямую и близкую зависимость от себя.

Именно в этом отношении громадное значение имели парламентские акты 1928 и 1929 гг., которые значительно сократили право органов местного самоуправления облагать на местные нужды промышленные, железнодорожные и в особенности сельскохозяйственные предприятия. Уже и раньше существовали ограничения в отношении церковной, школьной, государственной и иных видов собственности; с конца же 20-х годов ресурсы местного самоуправления были так сужены, что без государственной финансовой помощи они не могут обходиться в длинном ряде случаев. Акт 1929 г. очень подробно определяет и регулирует виды правительственной финансовой помощи, ставя правительственные субсидии в известную зависимость от числа населения города или графства и от других данных.

Акт о местном управлении 1933 г.

Наконец, в 1983 г. вековой (считая с первой значительной реформы городского самоуправления 1835 г.) путь развития английского местного самоуправления был подытожен в Акте о местном самоуправлении, который можно считать кодексом местного самоуправления. Акт однообразно и точно формулирует основания и порядок возникновения новых территориальных единиц, их органов, устанавливает минимум и максимум советников и олдерменов в различных советах, сроки их службы, фиксирует нормы избирательною права в органы местного самоуправления, регулирует деление на избирательные округа и все прочие детали выборов, говорит о сроках созывов советов, об их деятельности, об их председателях, о комиссиях и комитетах, о местных должностных лицах (общее число которых накануне второй мировой войны достигало 100 тыс.) и их правах и обязанностях, о местных обязательных постановлениях, исходящих от советов, о бюджетах, о займах, об ассигнованиях от центральной власти, о способах контроля деятельности местного самоуправления со стороны центральных ведомств и т. д. и т. п.

Все то, что в течение века и более регулировалось от случая к случаю отдельными актами парламента, решениями правительства, обычаем, практикой, суммировано в акте 1933 г., приведено в ясность и в систему с устранением всего отжившего и несообразного и с учетом опыта и практики векового развития.

Закон 1945 г. об избирательном праве. Законом 1945 г., принятым еще до выборов, давших победу лейбористам, было расширено избирательное право в советы графств, городов и приходов. Это избирательное право, принадлежавшее раньше только плательщикам местных налогов, распространено указанным актом на ряд других категорий местных жителей, удовлетворяющих цензу оседлости (12 месяцев). Вследствие этого число избирателей возросло на 7 млн. На выборах в ноябре 1945 г. в большинстве графств одержали верх лейбористы.


Традиционно, беря за основу экономические изменения, в истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода: Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма; 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма; 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.
Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политико-правовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:
-демократизация избирательной системы и политической жизни Англии; обуржуазивание парламента и государственного аппарата; возвышение исполнительной власти.
Англия в период развития промышленного капитализма. В
конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60 годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии.
На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина XVIII века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений.
Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори.

Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы.
Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему.
Избирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата.
Сохранение практики посылки депутатов в парламент от «гнилых» и «карманных» местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 «гнилых местечек» с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали.
Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции. Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин «Билль о парламентской реформе». Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения.
В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив «Билль о парламентской реформе». Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему: Ограничено представительство в парламенте от «гнилых» и «карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депута
тов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними и графствами). Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами:
-избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах - строением; в деревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных;
-избирательным правом наделялись арендаторы - на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов; Устанавливался ценз оседлости - 6 месяцев.
Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.
Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм. Пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих. Принятый парламентом в 1834 году «Акт об изменении закона о бедных», ограничивавший практику оказания помощи бедным со стороны приходов, способствовал активизации борьбы пролетариата за свои избирательные права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепроизводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне была создана «Ассоциация рабочих», ставшая ядром чар- тизма - рабочего движения за всеобщее избирательное право. Политическую платформу движения составила «Народная хартия» (хартия по-английски - чартер, поэтому движение названо чартистским), которая содержала шесть основных требований, предусматривающих создание основ новой избирательной системы: равного представительства; переизбрания парламента каждый год;
всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев; отмена имущественного ценза;
-тайного голосования; вознаграждения труда депутатов.
Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии», но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло политические требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями. Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое время угрозу новой парламентской реформы.
Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали: Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей. Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную власть кабинета министров получила партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин. Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула «король не может быть не прав» оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - «король царствует, но не управляет».
Англия в период расцвета промышленного капитализма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма и периодом утверждения политического господства промышленной буржуазии.
Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны.
В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в английском обществе приобретает значение новый социальный элемент- рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата.

В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе, инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправками либералов.
Избирательная реформа 1867 г. предусматривала: Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами). Снижение имущественного ценза. Ценз оседлости был увеличен до 1 года.
Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.
Англия в период перехода к империализму. В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к империализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве.
Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX - начала XX веков.
Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права.
В 1872 г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов; в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах и ограничивавший, тем самым, расходы на проведение выборов.
Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:
Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов; Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей).
Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.
Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд- ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.
Политические партии. Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии: профсоюзы рабочих добиваются легального существования; отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести.
Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий.
В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893 г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фабианского общества, тред-юнионов, Независимой партии труда и др.) в 1906 г. была образована единая Лейбористская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.
Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Прежде всего выравнивается их социальная база. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу первой мировой войны вообще сходит с политической арены.

Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в по* литической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления.
Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств.
Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля за ним и ограничении его полномочий.
В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении.
Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, зачастую были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.
В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было значительно подорвано значение палаты лордов.
Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал: финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвер- жденный верхней палатой в течении месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом; нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет. введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.
Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом.
Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образо
вания и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.
Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

Введение

Тема: Особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

Цели: Изучить особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

  • 1. Проследить развитие экономики страны в рассматриваемый период.
  • 2. Рассмотреть основные закономерности изменения английского общества.
  • 3. На основе полученных сведений выявить основные особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

Актуальность темы заключается в том, что многие из принципов построения современного общества и развития экономики страны были заложены именно в 19 веке.

Эволюция государственного строя Англии в 19 - начале 20 века

Традиционно, беря за основу экономические изменения, в истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода:

  • 1. Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма;
  • 2. 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма;
  • 3. 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.

Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политико-правовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:

  • - демократизация избирательной системы и политической жизни Англии;
  • - обуржуазивание парламента и государственного аппарата;
  • - возвышение исполнительной власти.

Англия в период развития промышленного капитализма.

В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60-х годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата). Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии. На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина XV111 века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений. Прежде всего, изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори.

Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы. Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему.

Избирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по-прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившийся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата. Сохранение практики посылки депутатов в парламент от "гнилых" и "карманных" местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 "гнилых местечек" с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали. Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции. Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской реформе". Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения. В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему:

  • 1. Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.
  • 2. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними и графствами).
  • 3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: - избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах - строением; в деревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных; - избирательным правом наделялись арендаторы - на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов;
  • 4. Устанавливался ценз оседлости - 6 месяцев.

Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.

Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм.

Пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих. Принятый парламентом в 1834 году "Акт об изменении закона о бедных", ограничивавший практику оказания помощи бедным со стороны приходов, способствовал активизации борьбы пролетариата за свои избирательные права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепроизводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне была создана "Ассоциация рабочих", ставшая ядром чартизма - рабочего движения за всеобщее избирательное право.

Политическую платформу движения составила "Народная хартия" (хартия по-английски - чартер, поэтому движение названо чартистским), которая содержала шесть основных требований, предусматривающих создание основ новой избирательной системы:

  • - равного представительства;
  • - переизбрания парламента каждый год;
  • - всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев;
  • - отмена имущественного ценза;
  • -тайного голосования;
  • - вознаграждения труда депутатов.

Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о "Народной хартии", но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло политические требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями. Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое время угрозу новой парламентской реформы. Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали:

  • 1. Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
  • 2. Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную

власть кабинета министров получала партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.

3. Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула "король не может быть не прав" оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - "король царствует, но не управляет".

Англия в период расцвета промышленного капитализма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма и периодом утверждения политического господства промышленной буржуазии. Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны. В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в английском обществе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата.

В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе, инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправками либералов. Избирательная реформа 1867г. предусматривала:

  • 1. Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами).
  • 2. Снижение имущественного ценза.
  • 3. Ценз оседлости был увеличен до 1 года.

Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза, прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

Англия в период перехода к империализму. В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к империализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве.

Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX - начала XX веков.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XIX века в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов; в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах и ограничивавший, тем самым, расходы на проведение выборов. Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:

  • 1. Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
  • 2. Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии. Политические партии.

Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии:

  • · профсоюзы рабочих добиваются легального существования;
  • · отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести.

Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фабианского общества, тред-юнионов, Независимой партии труда и др.) в 1906г. была образована единая Лейбористская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.

Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Прежде всего, выравнивается их социальная база. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу первой мировой войны вообще сходит с политической арены.

Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX века в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля за ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, зачастую были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было значительно подорвано значение палаты лордов.

Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал:

  • 1) финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
  • 2) нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • 3) введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.

Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.


Традиционно, беря за основу экономические изменения, в истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода: Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма; 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма; 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.
Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политикоправовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:
-демократизация избирательной системы и политической жизни Англии;
обуржуазивание парламента и государственного аппарата; возвышение исполнительной власти.
Англия в период развития промышленного капитализма. В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60 годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии.
На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений.
Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии:вигов и тори.
Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы.
Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему.
Избирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата.

Сохранение практики посылки депутатов в парламент от «гнилых» и «карманных» местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 «гнилых местечек» с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали.
Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции. Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 г. вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин «Билль о парламентской реформе». Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения.
В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив «Билль о парламентской реформе». Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему: Ограничено представительство в парламенте от «гнилых» и «карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними и графствами). Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами:
-избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах строением; в деревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных; избирательным правом наделялись арендаторы - на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов; Устанавливался ценз оседлости - 6 месяцев.
Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избира
тельного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.
Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм. Пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих. Принятый парламентом в 1834 году «Акт об изменении закона о бедных», ограничивавший практику оказания помощи бедным со стороны приходов, способствовал активизации борьбы пролетариата за свои избирательные права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепроизводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне была создана «Ассоциация рабочих», ставшая ядром чартизма - рабочего движения за всеобщее избирательное право. Политическую платформу движения составила «Народная хартия» (хартия по-анг- лийски - чартер, поэтому движение названо чартистским), которая содержала шесть основных требований, предусматривающих создание основ новой избирательной системы: равного представительства; переизбрания парламента каждый год;
-всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев; отмена имущественного ценза; тайного голосования; вознаграждения труда депутатов.
Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии», но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло политические требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями. Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое время угрозу новой парламентской реформы.
Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали: Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную власть кабинета министров получила партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин. Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула «король не может быть не прав» оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - «король царствует, но не управляет».
Англия в период расцвета промышленного капитализма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма и периодом утверждения политического господства промышленной буржуазии.
Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны.
В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в английском обществе приобретает значение новый социальный элемент- рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата.
В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе, инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправками либералов.
Избирательная реформа 1867 г. предусматривала: Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами). Снижение имущественного ценза. Ценз оседлости был увеличен до 1 года.
Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, не- предоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.
Англия в период перехода к империализму. В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к импе-

риализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве.
Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX - начала XX веков.
Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права.
В 1872 г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов; в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах и ограничивавший, тем самым, расходы на проведение выборов.
Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось: Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов; Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50- тыс. жителей).
Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.
Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский’труд- ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.
Политические партии. Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии: профсоюзы рабочих добиваются легального сущест
вования; отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести.
Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий.
В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893 г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фабианского общества, тред-юнионов, Независимой партии труда и др.) в 1906 г. была образована единая Лейбористская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.
Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Прежде всего выравнивается их социальная база. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу первой мировой войны вообще сходит с политической арены.
Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления.
Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств.
Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля за ним и ограничении его полномочий.
В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении.
Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, зачастую были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.
В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было значительно подорвано значение палаты лордов.
Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложен
ный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал: финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвер- жденный верхней палатой в течении месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом; нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет. введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.
Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом.
Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.
Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.