НОД в старшей логопедической группе « Наши веселые клоуны» (Художественная деятельность)

Тема недели: Анатомия человека. 17.11.2015 Хренкова О.А.

Цель : Создание условий для развития мелкой моторики детей через лепку клоунов из соленого теста.

Продолжать учить детей: лепить поделку из солёного теста; придавать фигуре движение.

    Развивать умение: передавать пропорции, работать со стекой.

    Закреплять умение работать в технике тестопластики.

    Воспитывать любовь к маме.

Предварительная работа: беседа о цирке, рассматривание иллюстраций с изображением клоунов.

Выставка поделок детей.

Оборудование: солёное тесто, лист картона 10/15, стеки, салфетки. Комплект бумажных форм на каждого ребенка, презентация.

Предварительная работа: знакомство с альбомом цирк.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ задачи

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.

Открытка с поздравлением мамы с её праздником (лист календаря)

Записываем на доску последовательность (план действий) не только на сегодняшний день.

Есть мука, краска, соль, бумага, тарелочки прямоугольной формы.

Презентации

Обращаю внимание детей на открытку.

Открытка адресована маме, в ней говорится: что скоро праздник мам и это поздравление для мамы.

Воспитатель предлагает все сделать по порядку, в зависимости от того сколько времени на что потребуется. Записывает на доске пункты, обозначая их рисунками.

    Придумать подарок.

    Придумать открытку:

    Приготовить маме праздник.

Рассматриваем приготовленные материалы, пробуем обратиться за помощью к компьютеру. Надо придумать что то, чтобы мама улыбнулась. Рассматриваем приложенные иллюстрации. (Презентации)

Делаем вывод что будем использовать соленое тесто.

Вам нужно выбрать для себя плоскостное изображение будет или объемное, должна предупредить, что объемная сложнее.

Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются друг другу.

Дети включаются в беседу,

высказывают свои предположения и приходят к мнению, что нужно придумать маме поздравление. А лучше сразу подарок.

Дети слушают воспитателя, высказывают свои предположения о том, сколько времени уйдет на изготовление открытки, поделки, обсуждают каждый пункт работы.

Высказывают свои предположения: как можно сделать картину или поделку. Говорят из чего можно сделать, и как долго будет храниться та или иная поделка, сколько времени уйдет на изготовление.

Дети включаются в беседу, высказывая свои мнения, рассуждают.

Условия для создания положительного эмоционального настроя на работу.

Условия для проявления коммуникативных навыков: умение договориться. Условия для развития познавательного интереса.

Условия для проявления познавательного интереса, мотивации на предстоящую деятельность.

Условия для проявления коммуникативных навыков: взаимодействие друг с другом в ходе выполнения задания.

Условия для поддержки познавательного интереса.

Условия для речевой активности.

Основная часть

Рефлексия

Приготовлены столы для работы детей на бумажных плоскостных формах. И доски для лепки. Звучат народные наигрыши.

На доске располагаются вылепленные работы детей.

Воспитатель при необходимости обращает внимание детей на способ работы с той или иной деталью.

Воспитатель предлагает сравнить полученные части будущего клоуна, выяснить у кого получилось и как он этого добился.

Теперь пробуем украсить бумажные формы, старайтесь, чтобы подарки понравились вашим родителям.

Я леплю из пластилина -
Пластилин нежней, чем глина -
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…..
(Новелла Матвеева)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, на детские работы.

Справились мы с заданием? А что запомнилось больше всего? Все пункты нашего плана выполнили?

Работают индивидуально на тарелочках или досках для лепки.

Сравнивают свои детали с деталями, предложенными в презентации.

Дети рассматривают эскизы, высказывают свои предположения.

Самостоятельная работа детей.

Физминутка.

Дети подходят к доске, встают полукругом, включаются в обсуждение, высказывают свои предположения, деловой разговор по выбору единого мнения. Дети размышляют и оценивают свою работу.

Условия для творческого развития.

Условия для поддержания индивидуальности в выборе применения изобразительных средств.

Условия для обоснования своего мнения.

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для снятия напряжения, расслабления мышц, сохранения здоровья детей.

Условия для обогащения словарного запаса детей.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для поддержки речевой активности.

Организационно- мотивационный момент

Для работы нам потребуется соленое тесто. ,Чтобы работы вызвали радость мы будем лепить клоунов возможно выполнение работы в двух вариантах, но если делать скульптуру, а не барельеф- это сложнее..

Я предлагаю вам подарить мамам весёлых клоунов, которых мы слепим из солёного теста. Вам нравиться моё предложение?

Скатываем из теста колбаску и делим её пополам, половинку ещё пополам. Из большого куска скатываем шар, приплющиваем его между ладошками и придавливаем его к картонке. Стекой разрезаем, чтобы получились ноги. Скатываем шар поменьше разрезаем стекой по краю – это волосы. Скатываем шар ещё более меньшего размера и придавливаем его в середину это лицо. Лепим ручки и башмаки. Можно украсить костюм пуговичками из теста или бусинками. Когда клоуны высохнут, мы раскрасим их красками.

Я леплю из пластилина -
Пластилин нежней, чем глина -
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо,
Назову её Дурёха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
Разве кукла виновата,
Разве клоун виноват?
Ты их лепишь грубовато,
Ты их любишь маловато,

Ты сама и виновата,
А никто не виноват,
А никто не виноват.
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко.
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо,
Назову её Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.

Новелла Матвеева

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд»

Цель:

1) Способствовать познавательному развитию детей.

2) Научить сравнивать качества и свойства бумаги.

Задачи:

1) Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги.

2) Научить выявлять общие качества и свойства бумаги через исследовательскую деятельность (рвется, мнётся и т.д.).

3) Ввести в активный словарь детей новые слова: писчая, плотная, разноцветная, гофрированная, шероховатая характеризующие свойства и качества бумаги.

4) Развивать наглядно — действенное и наглядно-образное мышление, внимание, коммуникативные качества.

5) Продолжать развивать крупную и мелкую моторику рук.

6) Способствовать качественной продуктивной деятельности в коллективном взаимодействии.

7) Формировать навыки здорового образа жизни.

8) Воспитывать у детей способность без конфликтно взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Познание»

1.Дать представление о разнообразии и свойствах бумаги.

  1. Развивать познавательную активность детей.

Образовательная область « Социализация»

  1. Способствовать активному участию каждого ребёнка в решении проблемных ситуаций.
  2. Развивать способность детей работать в коллективе.

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Расширять словарный запас детей.
  2. Учить детей словообразованию, формировать лексико-грамматическую и произносительную стороны речи.
  3. Формировать у детей навык ответа полным предложением.

Образовательная область «Безопасность»

  1. Развивать у детей наблюдательность и внимание к опасным свойствам бумаги.

Образовательная область «Труд»

  1. Продолжать формировать умение работать бумагой.
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность.

Материал: декорации: поделки, сделанные руками детей (аппликации, изделия в технике «бумагопластика», оригами и т.д.); бумажные деревья; предметы сделанные из бумаги: животные, грибы, цветы, бумажные куклы; листы белой, цветной писчей бумаги, гофрированной бумаги и картона, салфеток по количеству детей; снежинки, вырезанные из бумажных салфеток по количеству детей; готовые формы для плоскостного конструирования и бумага для создания поделки в технике «бумагопластика».

Оборудование: зеркальный шар и световой проектор для него, музыкальный центр и аудио запись музыки, «волшебная палочка», индивидуальные подносы для раздаточного материала.

Предварительная работа:

  1. Просмотр обучающего мультипликационного фильма для дошкольников «Откуда бумага пришла?»

Время занятия: 25 минут

Вводная часть

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Прекрасный сегодня день! Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня?… Я вам предлагаю сегодня отправиться в волшебную страну, а в какую вы мне сами позже скажете. А попасть туда нам поможет — волшебная палочка!

Воспитатель просит дотронуться детей до палочки рукой. В это время звучит музыка и включается прожектор на зеркальный шар. Гаснет свет в зале (воспитатель в это время надевает на голову корону).

Звучит тихая музыка. Через некоторое время включается свет. Дети оказываются в бумажной стране (в зале, где всё окружающее их сделано из бумаги).

Основная часть

Мы с вами оказываемся в волшебной стране! Из чего сделаны предметы в этой стране? (ответы детей) Значит страна какая?.. Правильно, это бумажная страна, а я — королева этой волшебной страны.

Расскажите, что вас окружает в этой стране? (воспитатель выслушивает ответы детей)

Ребята, а вы обратили внимание, что в бумажной стране оказались все наши поделки! Почему? (ответы детей)

Ребята, а что растёт в бумажной стране? (ответы детей) А кто живёт в этой стране? (ответы детей).

А, ещё, посетив волшебную страну, можно многое узнать о свойствах бумаги. Давайте присядем за столы и поэкспериментируем (дети присаживаются за столы, на которых разложены подносы с различными видами бумаги: салфетка, писчая бумага, цветная бумага, гофрированная бумага и гофрированный картон, блестящая).

Опытно-экспериментальная деятельность

За столами воспитатель делает акцент на осанку детей

Ребята, посмотрите, какая у меня есть необычная бумага. Найдите на своих тарелочках такую же. Кто знает, как она называется (ответы детей). Правильно, это салфетка. Какая она на ощупь? (ответы детей). А потрогайте, она гладкая или шершавая? (ответы детей) Возьмём салфетки за края и потянем в разные стороны. Что произошло? (ответы детей) Значит, салфетка у нас какая (воспитатель акцентирует внимание детей на свойствах салфетки)

Ребята положите образец салфетки на тарелочку и возьмите лист белой бумаги, есть у вас такая? Что мы делаем с этой бумагой на занятиях? (ответы детей) Эта бумага называется «писчая », может быть вы знаете, почему?. Потрогайте, какая она на ощупь? Дети тактильно определяют её фактуру, пробуют разорвать тем же способом, что и салфетку, делают выводы о свойствах этой бумаги. Воспитатель делает акцент на технике безопасности при работе с бумагой, чтобы избежать порезов.

Ребята положите образец «писчей» бумаги на тарелочку и возьмите лист цветной бумаги. Воспитатель уточняет у детей цвета бумаги. А если так много цветов у бумаги, то, как называется такая бумага? («разноцветная » работа над словообразованием). Далее дети тактильно определяют её фактуру, пробуют сложить, делают выводы о свойствах цветной бумаги.

Так же мы экспериментируем с гофрированной бумагой (растягивают) и гофрированным картоном (сворачивают).

Воспитатель показывает ребятам блестящую бумагу. Рассказывает ней.

Ребята, это бумага блестит, значит она — блестящая , а бумага, которую мы с вами рассматривали до этого блестела? Нет, потому что она — матовая .

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Тогда слушайте первую загадку:

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)

Ребята, а у вас на столах есть снежинки? А из какой бумаги они сделаны? Давайте поиграем с ними. Встаньте со своих мест и подойдите ко мне.

Дети выполняют дыхательные упражнения

Ребята, что произошло со снежинкой, какая она (ответы детей: лёгкая, может летать, если на неё подуть)

Ребята, а теперь ещё одна загадка:

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился …

(Снеговик )

Правильно, ребята. А, посмотрите, в нашей волшебной стране есть снеговик?

(ответ детей) Только что-то он грустит, давайте его развеселим и станцуем танец.

Физкультминутка

Весёлый танец под песню «Снег пушистый нагребаем, лепим, лепим ком большой!»

А снеговик наш всё ещё грустит!

Что же делать? (ответы детей – ему нужны друзья)

Ребята, давайте разделимся на группы, и каждая из групп сделает своего снеговика, чтобы друзей у нашего снеговика было много!

Продуктивная деятельность с детьми

Дети делятся на три подгруппы. Первая делает снеговика путём плоскостного моделирования на ковролине, но из разной по фактуре бумаги. Третья подгруппа делает снеговика в технике «бумагопластика» (работа с более одарёнными детьми).

Ну вот, теперь наш снеговик доволен! У него появились друзья!

Заключительная часть

Понравилось вам в нашей волшебной бумажной стране? А что вам больше понравилось? Я вам на память о нашем путешествии хочу подарить небольшие сувениры. Но нам пора возвращаться в группу. Соедините ваши ручки «звёздочкой», как мы это делали в начале нашего путешествия. Отправляемся в детский сад!

Ну, вот мы и побывали в бумажной стране. Давайте подведём итог нашего путешествия. Чему оно было посвящено. Что интересного о бумаге мы узнали в волшебной стране? Какими свойствами обладает бумага? (ответы детей).

Видео занятия

Самоанализ педагога

Уважаемые члены жюри, в качестве цели своей непосредственной образовательной деятельности я выбрала познавательное развитие детей посредством экспериментирования на уровне, соответствующем их возрасту. Мы изучали свойства бумаги: легкость, прочность, мягкость, внешний вид; и виды бумаги – писчую бумагу, салфетки, гофрированный картон, голографическую бумагу.

Как вы могли видеть, дети изучали бумагу с помощью тактильного восприятия, разрывали ее, мяли, дули на нее. Все эти действия знакомы ребятам из их жизненного опыта, поэтому они с легкостью использовали их при получении нового знания.

Также хотелось бы отметить, что наша непосредственная образовательная деятельность носит интегрированный характер: мы ставим своей целью изучить не только физические свойства бумаги и расширить представления детей о ее разнообразии, но также стремимся пополнить лексический запас детей такими новыми прилагательными, как «гофрированный», «писчий», «многоцветный», «блестящий», «матовый», «плотный», «прочный», «ребристый», «сжатый», а также глаголами «рвать», «мять», «сжимать», «резать», «складывать».

Мы дали детям возможность изучить бумагу на своем опыте, поощряли инициативность в высказываниях, а значит, и самостоятельность в мышлении. При этом одаренные дети также нашли себя в нашейнепосредственной образовательной деятельности: им специально было дано более сложное задание на основе бумагопластики – моделирование снеговика из мятой бумаги.

А наша динамическая минутка не только позволила снять психофизиологическое напряжение, но и настроила детей на дружественный лад. И дальше мы использовали этот настрой для совместной командной работы при конструировании снеговиков. Этот замысел не случаен, потому что я считаю, что хороший климат в детском коллективе – это одна из основ развития ребенка. Как воспитатель, я старалась постоянно поддерживать детей, подбадривать их в освоении нового знания. И именно поэтому, как мне кажется, детям все очень понравилось.

воспитатель ГБОУ школа 827

дошкольное отделение «Берёзки»,

г. Москва, Россия

Требования к организации непосредственно образовательной продуктивной деятельности в детском саду

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию, лепке, аппликации и конструированию организуют со всей группой воспитанников в определенное время согласно режиму дня.

Дети первой младшей группы постепенно приучаются к участию в общегрупповой НОД. В начале года её проводят с неболь­шими группами. Но материал подготавливается для всех на случай, если кто-то из другой подгруппы захочет присоединиться к занимаю­щимся.

По окончании НОД помощник воспитателя одевает детей пер­вой подгруппы, а воспитатель проводит занимается с другой подгруппой.

Со второй половины года малыши занимаются все вместе. Вос­питатель учит их правильно сидеть, не слишком наклоняясь над сто­лом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Постепенно дети приобретают навыки, необходимые при групповой НОД: сидеть спокойно, не мешать другим, аккуратно обращаться с бумагой, пользоваться карандашом и красками по назначению.

Продолжительность НОД в первой младшей группе в начале года 5-7 мин, постепенно увеличивается до 10 мин.

В последующих возрастных группах в течение всего года регу­лярно проводят общегрупповую непосредственно образовательную продуктивную деятель­ность. Длительность НОД: во второй младшей - 15мин, средней-20 мин, в старшей - 25 мин и подготовительной к школе - до 30 мин. На общегрупповой НОД каждый ребенок имеет определенное место за столом. Столы ставятся в 2-3 ряда. Освещение должно быть слева, чтобы дети лучше видели, то, что показывают.

Во второй младшей группе столы перед занятием расставляет воспитатель вместе с помощником. Постепенно он привлекает малы­шей, а в старших группах с этой работой справляются дети самостоя­тельно.

Воспитателю целесообразно иметь схему разме­щения детей за столами, она поможет ему при организации занятий (напомнить ребенку, где его место, посадить новенького, пересадить, если это нужно, быстро подписать листы бумаги и т. д.).

Во второй младшей группе занятия можно проводить с подгруп­пой, если это новички или если этого требуют цель и методика.

В начале года в первой и во второй младших группах дети выходят из-за столов по окончании работы (рисунка, лепки). Посте­пенно их приучают заканчивать работу одновременно.

В старших группах занятия проводят с подгруппами или фронтально.

Подготовка и проведение непосредственно образовательной продуктивной деятельности

Непосредственно перед НОД воспитатель готовит все, что он подобрал накануне : натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т. д. После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол, дабы не оказалось, что предмет не выделяется на подобранном фоне или иллюстрация очень мелка.

Педагог, готовясь к НОД , обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Выполняя работу, воспи­татель уточняет способы ее решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.

Кроме того, воспитатель просматривает методическую литерату­ру по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы.

В зависимости от содержания НОД, намеченной методики и возраста детей продумываются варианты расстановки столов . Например, в младших группах столы можно поставить полукругом, чтобы видеть всех детей и иметь возможность подходить к каждому. Если выполняется коллективная работа, то и в таком случае можно посадить детей полукругом перед мольбертом или доской, на кото­рых прикреплен лист бумаги. На нем рисуют по 2-3 ребенка.

Иногда столы сдвигают по 2-3, и дети вместе выполняют кол­лективную работу по лепке, аппликации. Такая расстановка удобна тогда, когда важно сравнить изображения по величине, цвету, по­искать лучшее расположение, прежде чем наклеить. В другом случае на занятии по лепке все дети выполняют работу на своих местах.

Когда все готово для НОД, педагог приглашает детей . Обычно ребята легко переключаются с игровой деятельности на продуктивную. Организационный момент воспитатель проводит по-разному в зави­симости от НОД - не более 1-2 мин (чем меньше, тем лучше). Можно предложить всем посмотреть на то, что они потом будут изображать (предмет, иллюстрацию); малыши могут потрогать, погладить игрушку. Можно, подозвав к себе детей, предложить одному из них принести заранее подготовленный предмет. К этому надо привлекать малоактивных детей, чтобы заинтересовать их.

Постепенно начиная с первой младшей группы детей приучают садиться без шума, учат, как надо взять стул, поставить его около стола и сесть.

В средней и старших группах, как бы играя, соревнуясь, можно поупражнять детей в умении садиться тихо, чтобы не фиксировать на этом особого внимания в начале занятия, не отвлекать от последующего задания.

Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы.

Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы , способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанер­ные доски 40×50 см) выходят на участок рисовать.

Все занятия делятся на три части : Объяснение задания. Процесс выполнения задания. Совместный анализ выполненной работы.

Первая и третья части наиболее короткие по времени - 2-5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объясне­ние при новой программной задаче и менее длительно при закреп­лении знаний и умений.

В первой части занятия воспитатель обговаривает с детьми, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоцио­нальный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напоминает всем, с чего нужно начать работу.

Во второй части занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверст­ников,- это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма - занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитан­ники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.

В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам прихо­дит на помощь, так как дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.

Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.

В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закон­чил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия, дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).

Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчи­вать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше уста­новленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.

В средней и старших группах тем детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует допол­нить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть работы товарищей.

Формы проведения анализа могут быть различными:
воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить,

все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;

одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Возможны и другие формы анализа. Их цель - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.

После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возмож­ность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они при­ступили к работе, в чем испытывают затруднение.

Конспект НОД по продуктивной деятельности

«Петушок с семьей»

(пластилинография)

Цели занятия:

Закрепить знания детей о домашних птицах, их внешнем облике, повадках, отработать технические приемы изображения птиц способом пластилинографии.

Учить лепить объекты из отдельных деталей, закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов.

Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.

Развивать композиционные навыки, цветовосприятие.

Материал для занятия:

Плотный картон светло-зеленого цвета, размер ½ А4;

Набор пластилина;

Салфетка для рук;

Доска для лепки; стека;

Картина «Домашние птицы» из серии «Домашние животные»;

Набор персонажей для фланелеграфа к рассказу К. Ушинского «Петушок с семьей».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц, дидактическая игра «Кто где живет».

Ход занятия

Организационная часть

Детям предлагают отгадать загадку:

Эти всюду ходят вместе,

Вместе дремлют на насесте,

Вместе раньше всех встают.

Очень долго воду пьют:

После каждого глотка

Долго смотрят в облака.

Педагог. Что за дружная семья?

Дети. Петушок и курочка.

Педагог. Верно. Однажды в семье петушка случилось вот что: курочка снесла яички, и через некоторое время одно из них вдруг разбилось. Послушайте, как это произошло:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. К. Чуковский

Дети. Цыпленок.

Педагог. Молодцы, угадали. Из яичка появился цыпленок – петушка и курочки ребенок. А потом появились другие цыплята. Давайте вместе сосчитаем. сколько их:

Как на нашей улице

Как на нашей улице пробегала курица,

Растеряла всех цыплят –

Шустрых желтеньких цыплят:

Первый цыпленок следит за лягушкой,

Второй и третий - возле кадушки.

Бабочку ловят четвертый и пятый.

Эх, попадет вам от мамы, ребята! (поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца )

Педагог рассказывает детям сказку У. Ушинского с демонстрацией персонажей на фланелеграфе.

Петушок с семьей

Ходит по двору петушок: на голове – красный гребешок, под носом – красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

«Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!».

Курочки с цыплятками собрались, раскудахтались; зернышком не поделились - передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас же семью померил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: ку-ка-ре-ку!

Педагог. Курочки, петушок и цыплята ходят по двору, клюют зернышки, крошки, травку, пьют водичку, точат о камушки свои клювики. Хотите понаблюдать за ними? А покормить?

Физкультминутка

И.П. – стоя между столами.

Куры крыльями махали –

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко! (ходьба на месте, высоко поднимая колени, с хлопками руками по бедрам и поворотами головы ).

Куры клювами стучали –

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко! (ходьба, руки назад за спину; наклоны головы вперед ).

Дай нам, тетя, крошки,

Крошки не жалей, (наклоны вперед-назад, раскачивая туловище ).

Дай еще немножко,

Будет веселей. (наклоны вперед с поворотами направо-налево ).

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Куры громко закричали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (стойка, руки за спиной, повороты головы направо-налево; «крыльями» -руками похлопать по бедрам, покрутить головой ).

И за тетей побежали –

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Да-ле-ко! (бег на месте, руки в стороны назад ).

Практическая часть

Педагог. Сегодня мы с вами познакомимся с петушком и его семьей, я предлагаю вам изобразить их.

Этапы выполнения работы

В начале работы педагог проводит сравнительный анализ внешнего облика петуха и курицы. (подбор цвета пластилина для изготовления петушиной семьи определяет педагог или на выбор детей ).

Туловище. Скатать шарик из пластилина синего цвета, слегка раскатать его прямыми движениями, чтобы придать овальную форму. Расположить его в любом месте основы, расплющить. Взять кусочек пластилина зеленого цвета, скатать короткую толстую колбаску, пальчиками раскатать один край, сузить, сделать конус и присоединить его широким основанием сбоку туловища, зауженной стороной вверх.

Голова. Скатать небольшой шарик-голову, наложить на верхнюю часть шеи и расплющить его. Вставить черную горошину-глаз.

Гребешок. Взять небольшой кусочек пластилина красного цвета, скатать шарик, расплющить его снизу, плоской стороной приложить к верхней части головы петуха, затем стекой сделать два надреза, слегка раздвинуть их к краям, получившиеся уголки гребешка сплющить пальчиками, заострить.

Клюв. Короткую колбаску красного цвета заострить с одной стороны и разместить с боку головы.

Бородка. Скатать маленький красный шарик и прикрепить его под клювом снизу головы.

Хвост. Скатать из пластилина разных цветов одинаковые по толщине тонкие и длинные колбаски, с одной стороны кончик каждого перышка заострить. Приложить первое перышко к основанию туловища и, выгнув его полукругом, слегка прижать его к основе. Далее выложить перышки других цветов близко друг к другу.

Крыло. Скатать шарик из желтого пластилина, пальчиками заострить один конец, положить крыло на туловище, стекой сделать надрезы – перышки на крылышке.

Ноги. Скатать колбаску красного цвета, разделить ее пополам, расположить ноги под туловищем, отогнув в сторону их нижнюю часть.

Пальчиковая гимнастика

«Петушок»

Петя, Петя, Петушок,

Покажи свой гребешок.

Вот этак и вот так:

То ладошка, то кулак. (пальцы обеих рук переплести в замок, при этом большие пальцы, соединенные вместе, отогнуты в стороны – «клюв», поочередно поднимать пальцы одной и другой руки – «гребешок» и прокукарекать: «Ку-ка-ре-ку!» ).

Курочка. Скатать шарик из коричневого пластилина, раскатать его в небольшой овал, с одной стороны вытянуть пальчиками шею, отогнуть ее наверх. С другой стороны туловища защипнуть пальчиками короткий хвостик. Расположить на основе, расплющить, сохраняя при этом исходную форму.

Голова. Скатать маленький шарик, положить его сверху шеи, расплющить.

Гребешок. Короткую колбаску из пластилина красного цвета закрепить по верх головы.

Клюв, бородка, ноги, крыло выполняются так же, как и у петуха

Пальчиковая гимнастика

«Курочка»

Зернышки клюет,

Цыпляток зовет:

«Ко-ко-ко, не ходите далеко».

Курочка похожа на петушка, только пальцы («гребешок») должны быть полусогнуты, при изображении курочки прокудахтать: «Ко-ко-ко».

Голова и туловище. Из пластилина желтого цвета скатать два шарика: маленький – для головы и чуть побольше – для туловища. Туловище расположить в любом свободном месте основы, расплющить до лепешки. Маленький шарик – голову цыпленка расположить с боку туловища в его верхней части. С другой стороны туловища (тоже в верхней боковой части) пальчиками вытянуть хвостик и заострить его.

Клюв и лапки. Из пластилина красного цвета скатать длинную тонкую колбаску. Стекой отделить от нее небольшой кусочек для клювика, остальную часть разделить пополам. Расположить лапки столбики под туловищем цыпленка, загнув нижнюю часть каждой лапки в одну сторону. Клювик расположить на боковой стороне головы цыпленка, заострить один кончик. Сделать горошину-глаз.

Второй цыпленок делается по той же схеме, можно предложить детям расположить голову цыпленка в нижней боковой части туловища – цыпленок клюет крошки или держит в клювике червяка.

Пальчиковая гимнастика

«Цыплята»

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки. (каждый пальчик (это «цыплята») соединить с большим, при этом каждый цыпленок должен пропищать: «Пи-пи-пи» ).

Заключительная часть

Педагог. Сегодня вы все постарались, у каждого из вас получилась настоящая петушиная семья, ваши петушки зорко следят за порядком в своей семье, чтобы никто не дрался, чтобы никто не обидел маленьких цыплят.

Ку-ка-ре-ку!

Гордой поступью хожу,

За собой подруг вожу.

А усядусь на забор –

Вижу сразу целый двор.

Шпору шпорой поточу,

На цыпляток поворчу.

Распущу свой гребешок –

Вот каков я, петушок!

Всей известно детворе:

Я – хозяин на дворе!

Ку-ка-ре-ку! В. Стоянов

Валентина Бирюкова

Интеграция областей:

Художественное творчество, познание, коммуникация, социализация,физическая культура, музыка, чтение художественной литературы.

Виды деятельности:

Продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная, чтение, двигательная.

Цель:

Учить детей изображать картину ранней весны (таяние снега, подснежники, ручейки). Продолжать учить продумывать композицию рисунка (близко - далеко). Побуждать детей доступными им средствами выразительности, экспериментируя с материалом (поролон, ватные палочки, передавать в рисунке красоту природы весной. Закреплять умение пользоваться палитрой.

Формировать у детей заинтересованное отношение к общему продукту совместной деятельности. Учить детей договариваться (планировать работу) и оценивать свою работу по композиционному и цветовому решению.

Развивать у детей координацию движений, умение придумывать движения к мелодии.

Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе, используя художественное слово и музыку.

Активизация словаря: Пейзаж, горизонт, соавтор, палитра.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями ранней весной. Рассматривание репродукций картин И. Левитана "Март", "Весна. Большая вода" и А. Саврасова "Грачи прилетели". Ситуативный разговор на тему "пейзаж". Чтение стихов о весне. Чтение рассказов Г. Скребицкого "Здравствуй весна", "Берёзовая роща". Игры - забавы с красками (смешивание красок).

Материал:

Сорока (театральная кукла); оформление "лесная полянка" и дорожка из "проталинок"; незаконченный рисунок (для показа приёмов рисования, мольберты. аудиозапись "Голоса природы. Весна. " У детей листы голубого цвета А-3 (один на двоих, гуашь, три разноцветные фишки; на каждого - палитра, кисти, поролон вставленный в колпачок от фломастера, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой.

I часть Вводная беседа и постановка учебной задачи.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Весна ранняя или поздняя? Сегодня мы будем рисовать весенный пейзаж. А что такое пейзаж? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель читает стихотворение Г. Гладкова)

"Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш -

Обязательно картина

Называется пейзаж. "

Игровая ситуация.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас на необычную прогулку на лесную полянку. Но пройти мы сможем только по проталинкам, будте внимательны. (дети проходят тропинку под "Звуки природы весной") Ну вот мы и на лесной полянке. Почувствовали, как повеяло свежим весенним ветерком? Давайте поглубже вдохнём свежего воздуха и выдохнем (дыхательное упражнение).

"Посмотрите вокруг. С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом, но как кругом весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, солнце светит ярко. Деревья голы, но уже живут, дышат. Да, всё хорошо в это счастливое время, если вы любите природу. "

(появляется сорока)

Сорока: Это кто к нам в лес пришёл, нашу тишину нарушает? (ответы детей)

Воспитатель: Сорока, мы вовсе не шумим. Все знают, что не стоит нарушать покой лесных жителей. Мы природой любуемся, хотим нарисовать весенний пейзаж.

Сорока: Тоже мне художники! Даже кисточек с собой не взяли! Рисовать то чем?

Показ приёмов выполнения работы.

Воспитатель: (обращаясь к сороке) А настоящие художники умеют рисовать не только кисточками. Дети, чем ещё можно рисовать? (ответы детей) Вот у нас есть поролон, Алёша, попробуй напечатать дерево. (показ приёма ребёнком) А если на этих зелёных стебельках поставить ватной палочкой белые отпечатки, то мы увидим. (подснежники)

Сорока: Ха-ха, а вот у вас ошибки! Дерево совсем крохотное, а так не бывает. И снег белый, как зимой.

Воспитатель: Нет тут никакой ошибки. Ребята, объясните сороке почему такое дерево на горизонте. (ответы детей) А снег легко можно сделать потемневшим. Глеб, покажи, как получить серый цвет. (работа с палитрой)

Сорока: Да были тут у нас зимой Незнайка с Тюбиком, рисовали вместе пейзаж. Так у них на картине целых два солнца получилось!

Воспитатель: Дети, что надо было сделать Незнайке и Тюбику, прежде чем начинать рисовать (ответы детей) Правильно, нужно было договориться. А у нас дети дружные и сумеют договориться, кто будет рисовать солнце. Ребята выбирайте для себе соавтора, договаривайтесь и приступайте к работе.

Сорока: Рисуйте, рисуйте, а я по своим лесным делам полетела. До свидания.

II часть Работа детей. Обратить внимание на расположение изображения на листе, если необходимо - помочь работать с палитрой.


Дети заканчивают работу над рисунком.


III часть Анализ занятия.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы поместим наши работы на выставку, давайте посмотрим, как мы справились с работой.

Красную фишку берут те художники у кого на картине одно солнце. Зелёную - у кого деревья на горизонте маленькие по разеру. Синюю - где снег потемневший (серый). Художники у кого оказалось три фишки - молодцы дружно поработали. Но и те художники у кого не все фишки тоже молодцы. Это значить вы заметили свои неточности и исправите их.

(Воспитатель читает стихотворение И. Тиличеева "Весна" и приглашает детей на выставку.)

"К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны. "

(Выставка проходит в свободной форме. Если есть время воспитатель активизирует обсуждения детей вопросами.)

К какому жанру относятся картины? Как вы думаете, сумели ли договориться авторы этой картины? Какое настроение вызывает этот пейзаж? и т. д. Прекрасные весенние пейзажи получились. Вы все очень постарались. Сейчас наша выставка заканчивает работу. До свидания.