ВОКРУГ СТАТЬИ 88: ВОЗМОЖЕН ЛИ В СТРАНЕ СВОБОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК?
По непроверенным данным, поступившим из неофициальных источников, в органах
прокуратуры рассматривается вопрос об отмене восемьдесят восьмой статьи
Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей уголовную ответственность за
незаконные валютные операции. Официального подтверждения, однако, эта
информация не получила.

Как сообщил корреспонденту "Ъ" ответственный работник Прокуратуры СССР,
пожелавший остаться неизвестным, в конце мая, предположительно, может быть
отменена статья 88 УК РСФСР, карающая за нарушения правил, регламентирующих
валютные операции.

Статья 88 УК РСФСР "Нарушение правил о валютных операциях" гласит:

"Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными
ценностями или ценными бумагами наказываются лишением свободы на срок от
трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с
обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на
срок от двух до пяти лет или без ссылки.

Спекуляция валютными ценностями в виде промысла или в особо крупных
размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее
осужденным по части первой настоящей статьи, наказываются лишением свободы
на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на
срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией
имущества".

По мнению экспертов, факт отмены существующего порядка ответственности за
незаконные валютные операции представил бы собой, по сути, разрешение
свободной купли-продажи валюты и, что вполне вероятно, ее использования
внутри страны. Последнее, естественно, вытекает из введения в круг
"легальных" операций по приобретению валюты на внутреннем рынке СССР.

В результате, если статья будет отменена, черный рынок прекратит свое
существование в качестве "черного" и превратится в легальный рынок по
обмену наличностей, как валютных между собой, так и рублевой на валютную.
При этом рыночный курс рубля существенно понизится в результате резкого
увеличения спроса на валюту, которое будет сопровождать процесс
легализации. По оценкам экспертов, товарный дефицит в обычных магазинах,
развитие сети валютных магазинов, привлекательность твердой валюты, в
сочетании с огромными рублевыми сбережениями населения (свыше 320 млрд
только в Сбербанке) способны уже сегодня предъявить "спрос" на 2-3 млрд
долларов.

Легализация операций по обмену валют, вполне вероятно, могла бы
сопровождаться, в соответствии с польским опытом, регистрацией частных
валютных контор. По экспертным оценкам, налоги на доходы таких контор, в
сочетании с ростом товарооборота в государственных валютных магазинах могут
увеличить годовой валютный бюджет государства на несколько сот миллионов
долларов.

Кроме того, легализация валютного обмена - значительно облегчила бы доступ
представителей альтернативного сектора экономики к валюте для закупки
необходимых материалов и оборудования. В результате выравнивания
приоритетов производства "для валюты" и производства для внутреннего рынка,
можно ожидать существенного увеличения продаж товаров народного потребления
за рубли, используемые, в свою очередь, на закупку валюты.

Из тех же источников "Ъ" получил сведения и о том, что возможны также
изменения в формулировке статьи 83 УК РСФСР (незаконный выезд за границу и
незаконный въезд в СССР). Эта информация находит косвенное подтверждение в
недавнем заявлении народного депутата СССР Сергея Станкевича, согласно
которому в комиссии Верховного Совета уже закончена работа над
заключительной редакцией Закона СССР о порядке въезда и выезда из страны.
По мнению Станкевича, законом будет предоставлена беспрецедентная свобода
перемещения как внутрь страны, так и за ее пределы.

Как предполагают эксперты "Ъ", причины предстоящих изменений могут, в
частности, заключаться в насущной необходимости дальнейшего освобождения
предпринимательской и другой экономической деятельности для граждан СССР и
иностранных деловых людей.

Полный текст ст. 193.1 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 193.1 УК РФ.

1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) в крупном размере;
б) группой лиц по предварительному сговору;
в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) в особо крупном размере;
б) организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает шесть миллионов рублей, а в особо крупном размере - тридцать миллионов рублей.

(Статья дополнительно включена с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ)

Комментарий к статье 193.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: установленный порядок совершения валютных операций;
2) объективная сторона: осуществление перевода денежных средств на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с предоставлением заведомо ложных сведений об основаниях, цели и назначении перевода;
3) субъект: руководитель организации-резидента;
4) субъективная сторона: прямой умысел.

Преступление считается оконченным с момента поступления документов, содержащих заведомо ложные сведения, в распоряжение кредитной организации, выполняющей функции агента валютного контроля.

Понятие иностранной валюты, резидентов и нерезидентов дано в ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", понятие агентов валютного контроля - в ст. 22.

Одним из правомочий агентов валютного контроля является право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Соответственно, резиденты и нерезиденты обязаны данные документы и информацию предоставить в нужной форме и в должный срок.

Квалифицированным составом по данной статье является совершение указанных деяний
а) в крупном размере (превышающем, в соответствии с примечанием к настоящей статье, шесть миллионов рублей, при этом охватываются однократно или многократно проведенные в течение года валютные операции по перечислению денежных средств на счет нерезидента);
б) группой лиц по предварительному сговору.

в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Ответственность в данном случае наступает, если установлена вина лица в создании такого рода организации, т.е. необходимо установить наличие двойной цели.

Особо квалифицированным составом является совершение деяний, предусмотренных ч.1 ст. 193.1 УК РФ или ч.2 ст. 193.1 УК РФ в особо крупном размере (в сумме, превышающей тридцать миллионов рублей) либо организованной группой.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 22-25).

2) подзаконные акты:
- Правила предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (утв. постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98);
- Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Консультации и комментарии юристов по ст 193.1 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 193.1 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Иван Дергилев

За покупку долларов или евро с рук оштрафуют и менял, и их клиентов

Жители столицы уже не помнят, что такое очереди в обменники валют и суетящиеся вокруг молодые мужчины, предлагающие обменять деньги у них - без очереди и по выгодному курсу. Сегодня в Москве деньги можно обменять в любое время суток, в любом более-менее публичном месте и даже в автоматическом режиме - через банкомат. В то же время в регионах зачастую можно встретить автомобили с табличкой на лобовом стекле «валюта».

Корреспондент «Руси» не так давно видел несколько подобных «обменников на колесах» в городе Пскове. Местные жители активно пользуются их услугами: доступных легальных обменников в городе мало, а банки отпугивают горожан очередями, а некоторые еще и заносчивым персоналом.

Активно работают валютные «жучки» и в поездах, следующих в страны СНГ. К примеру, при подъезде к украинской границе состав заполняется мужчинами и женщинами разных возрастов с пачками гривен и рублей. Они бесцеремонно стучатся в двери всех купе и навязывают пассажирам свои купле-продажные услуги. Транспортные полицейские и пограничники не обращают на них никакого внимания.

Для борьбы с региональными и поездными «валютчиками», отбирающими прибыль у банков, в Кодекс об административных правонарушениях внесена новая норма. Она опубликована во вчерашнем номере «Российской газеты», что означает ее вступление в силу уже со вчерашнего дня. Статья, в которую внесены правки, предусматривает штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции. К примеру, если человек попался на обмене 100 долларов США, то его оштрафуют минимум на 75 зеленых, а максимум ему придется отдать государству всю сумму.

Также под наказание попадает купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), минуя уполномоченные банки. Речь идет о чеках, номинал которых указан в иностранной валюте. Как отмечают эксперты, принятая редакция статьи конкретизирует валютные нарушения, попадающие под административное наказание. Ранее эта статья Кодекса не работала. Причиной этому была нечеткость формулировок, из-за которых сложно было привлекать виновных.

– Действительно, в КоАП уже была статья, запрещающая нелегальные валютные операции, но она была «мертвой», и мы даже не пытались по ней кого-то привлечь, - прокомментировал «Руси» источник в московской полиции. - По новой статье мы пока разъяснений не получали, после вашего звонка я ознакомлюсь с изменениями, и будем думать, как применять их на практике.

Источник в федеральном МВД не исключил, что полицейским, сопровождающим поезда международного назначения, дадут указание оштрафовать нескольких валютчиков.

– Как только несколько из них попадут на крупные штрафы, остальные сами разбегутся, - считает он.

Однако и в Москве не все так радужно, как кажется. Буквально сегодня оперативники накрыли нелегальный обменник в одном из крупных торговых центров столицы, работавший по документам уже давно не существующего банка ООО КБ «Пролетарский», без лицензий и разрешений.

– В ходе проверки было установлено, что операционные кассы ведут свою деятельность без регистрации и не имеют отношения к столичным банкам, - рассказала руководитель пресс-службы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве Ирина Волк. - В ходе контрольного обмена выяснилось, что кассиры считали чужие деньги без разрешающих на то документов.

Как установили оперативники, нелегальный обменник работал несколько месяцев. Сколько человек за это время пострадало от рук мошенников, можно только догадываться. По словам полицейских, в помещении «черной» кассы обнаружено более 900 тыс. рублей и оттиски печатей. Организаторы подпольного пункта обмена валют, если их найдут, будут привлечены к административной ответственности. Работникам кассы грозит штраф в размере 150 тыс. рублей.

Столичные полицейские не исключили, что в будущем при контрольных закупках будут штрафовать нелегальных валютчиков уже по новой статье КоАП. И самое интересное, что ответственность теперь грозит не только менялам, но и тем, кто поленится дойти до ближайшего банка. Клиенты, меняющие валюту с рук, также станут привлекаться к административной ответственности, заверил «Русь» источник в МВД.

В России планомерно развивалось в сторону либерализации законодательства. Но в 2012 году свершился обратный поворот, и наметилось последовательное ужесточение валютного законодательства. А с середины февраля 2013 года в силу вступает новая редакция части 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях, где изложено расширенное определение незаконных валютных операций. В целом это юридически значимые действия лиц в частном и публичном праве, связанные либо не сопряженные с заключением сделок, приводящие к перемене лица, имеющего права на , или к трансграничному движению таких ценностей. Целью проведения валютных операций является эффективный и рациональный оборот валютных средств.

Резиденты и нерезиденты

Субъектов валютных операций разделяют на резидентов и нерезидентов. К резидентам относит физических лиц-граждан РФ, юридических лиц и их территориальные подразделения, образованные в соответствии с Российским законодательством, официальные резиденции РФ за рубежом. Нерезидентами признаются физические лица-иностранцы и лица без гражданства, которые не имеют вида на проживание в РФ, граждане РФ, постоянно живущие на территории зарубежного государства (более года), юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством зарубежных государств и расположенные за пределами РФ, резиденции и иные структурные подразделения организаций нерезидентов, находящиеся на территории РФ.

Противозаконные валютные операции

В соответствии с КоАП РФ противозаконными являются такие валютные операции, которые попадают под запрет валютного законодательства, или же операции произведенные с нарушением утвержденных условий об использовании специального счета, или условий о резервировании, списании или зачислении валютных средств, внешних и внутренних ценных бумаг со специального счета и на такой счет с неисполнением требования о резервировании.

В частности, к незаконным валютным операциям возможно отнести:

  • проведение расчетов на территории России между резидентами-физическими лицами и нерезидентами наличной валютой РФ или зарубежной наличной валютой при совершении следок купли-продажи;
  • приобретение резидентом-физическим лицом наличной валюты РФ или зарубежной наличной валюты в дар или по праву наследования от нерезидента;
  • завещание или дарение резидентом-физическим лицом наличной валюты РФ нерезиденту;
  • вывоз физическими лицами-резидентами с таможенной территории Российского государства наличной зарубежной валюты или валюты РФ в сумме, превосходящей установленные валютным законодательством нормы (не более 10000 $ США);
  • не уведомление в утвержденный период налоговой организации по месту учета об открытии счетов в банках, расположенных за границей.

Наказание за противозаконные валютные операции

Совершение противозаконных валютных операций влечет административную ответственность, установленную статьей 15.25 КоАП РФ. При нарушении норм установленных данной статьей налагается штраф размером от ¾ до 1-кратной суммы противоправной валютной операции.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

01.07.61 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за нарушения правил о валютных операциях", статья 88 пополнилась смертной казнью. (Утверждена ВС РСФСР 25 июля 1962)

Статья 88.

Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР

Нарушение правил о валютных операциях

Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами

— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки.

Спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным по части первой настоящей статьи,

— наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества"; http://www.lawrussia.ru/texts/legal_861/doc861a500x940.htm

Возможность совершения гражданами сделок с валютными ценностями была законодательно закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. "О сделках с валютными ценностями на территории СССР" , установившим случаи, в которых разрешалось участие физических лиц в валютных операциях: дарение валютных ценностей близким родственникам, завещание и приобретение по праву наследования валютных ценностей, сделки купли — продажи, обмена и дарения в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, а также расчеты в иностранной валюте и иными валютными ценностями при оплате товаров и услуг в уполномоченных магазинах и организациях.

В более поздней редакции статьи 88 (вероятно с 1984 года) смертная казнь исключена.

Статья 88. Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами
— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а равно спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в крупных размерах
— наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

(в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962 г. и Указа Президиума ВС РСФСР от 30 января 1984 г.; Закона РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 1982-1; Закона РФ от 18 февраля 1993 г. № 4510-1. — Ведомости ВС РСФСР, 1962, № 29, ст. 449; 1984, № 5, ст. 168; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 52, ст. 1867; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, № 10, ст. 360)

В этом варианте статья просуществовала до 1994 года, когда уже в России в доллары можно было приобрести в обменных пунктах. Но могли и осудить.

В 1994 году статья 88 исключена из УК РФ — Федеральный закон от 01.07.94 N 10-ФЗ. — "Российские вести", N 123, 06.07.94. Но вместо нее включили, 162.7

Статья 162.7. Незаконные сделки с валютными ценностями

Совершение незаконных сделок с валютными ценностями путем их купли — продажи, обмена, использования в качестве средства платежа, а равно незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных камней или драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий,
— наказывается штрафом от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом, или в крупных размерах,
— наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под крупным размером понимается сумма сделки, в пятьдесят раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.07.94 № 10-ФЗ — "Российские вести", № 123, 06.07.94)

В 1996 статья 162.7 не вошла в УК, но вместо нее появилась статья 191.

Виды нарушений валютного законодательства

Окончание табл. 11.1

На практике незаконные валютные операции часто выступают в виде расчетов в наличной валюте между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Адвокаты Москвы

К числу незаконных также относятся валютные операции физических и юридических лиц – резидентов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ при проведении на территории России сделок по купле-продаже товаров вне сферы розничной торговли, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

Широко распространенным нарушением валютного законодательства является несоблюдение ограничений, установленных на вывоз с таможенной территории России иностранной валюты и/или валюты РФ. Если физическое лицо вывозит с данной территории иностранную валюту и/или валюту РФ в сумме, превышающей 10000 долл. США при отсутствии у него ввозной таможенной декларации или других документов, подтверждающих ввоз или перевод в Россию валюты, вывозимой сверх установленной нормы, то такие действия квалифицируются по части 1 статьи 15.25 КоАП как осуществление незаконной валютной операции.

В случае выявления таможенными органами фактов осуществления незаконных валютных операций на территории РФ информация о них передается в установленном порядке в территориальные органы Росфиннадзора. Материалы о нарушениях резидентом валютного законодательства РФ, совершенных за пределами территории РФ, а также информация, связанная с обоснованными подозрениями о наличии таких нарушений, направляются в налоговые органы по месту регистрации резидента в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной таможенной службы РФ от 14.07.2005 (ст. 9).

Нарушение валютного законодательства при экспорте товаров резидентами заключается в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары.

Нарушение валютного законодательства, относящееся к выполнению требования по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, заключается в нарушении установленных контрактом сроков возврата денежных средств, а при их отсутствии – сроков ввоза либо получения товаров в зависимости от условий договора. Эти сроки определяются в контракте.

Наиболее типичными нарушениями единых правил оформления паспортов сделок являются:

· установление даты оформления ПС позже совершения валютной операции или исполнения иного обязательства по контракту (например, обязательство по передаче товара);

· неверное заполнение или незаполнение одной или нескольких граф – чаще всего раздела 3 «Общие сведения о контракте» или раздела 6 «Специальные сведения о контракте»;

· нарушение срока переоформления ПС в случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, указанные в паспорте.

В соответствии с Приказом ФТС от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» информация о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, направляется в течение трех дней в отдел валютного контроля соответствующей таможни для проведения проверки.

Проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности валютного законодательства как форма валютного контроля представляют собой упорядоченную совокупность контрольных действий его органов и агентов, направленных: 1) на выявление и пресечение нарушений валютного законодательства РФ, правил ведения учета и отчетности по валютным операциям; 2) предупреждение и предотвращение таких нарушений; 3) повышение эффективности применяемых методов контроля.

Право на проведение проверок органами и агентами валютного контроля установлено Законом (ст. 23).

Проведение проверок основывается на определенных принципах (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Ст. 193.1 УК РФ с комментариями

Репатриация валютной выручки

Николай Пиксин, адвокат, партнер, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.

Тарас Оксюк, адвокат, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.

С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 29 июня 2004 г., далее — Закон) существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный предотвратить "бегство капиталов" из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.

Обязанность по репатриации валютной выручки

Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.

Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст.

Незаконные валютные операции статья ук рф

21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.

При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).

Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).

Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, — Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).

Из правила есть исключения

Из общего правила об обязательной репатриации валютной выручки ст. 19 Закона установлены 4 исключения. Следует иметь в виду, что их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Итак, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:

а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет (пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона).

Таким образом, если, например, в настоящее время российская и германская компании заключают договор займа на срок более 2 лет, то компания — резидент РФ вправе использовать свою выручку по внешнеторговому контракту для погашения задолженности по договору займа, перечисляя их сразу на заимодавца либо сначала на свой счет в зарубежном банке, а потом — на счет заимодавца. Разумеется, в связи с этим возникает вопрос о контроле за совершением компаниями — резидентами РФ таких операций для избежания ситуаций необоснованного оставления валютной выручки за рубежом под надуманным предлогом исполнения обязательств по договорам займа. Механизм контроля предусмотрен гл. 2 Инструкции ЦБ от 15 июня 2004 г. N 117-И и включает в себя в том числе открытие резидентом паспорта сделки по такому договору займа, а также предоставление им уполномоченному банку справок о расчетах через счета за рубежом по договору займа;

б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (пп. 2 п. 2 ст. 19 Закона). Данное правило действует на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

в) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ, для покрытия расходов по их проведению (пп. 3 п. 2 ст. 19 Закона). Данное исключение действует в период проведения этих мероприятий;

г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ (пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона). На данное основание следует обратить особое внимание.

По ранее действовавшему законодательству проведение зачета требований по внешнеторговым контрактам, служившее основанием для незачисления валютной выручки в РФ, допускалось в любом случае при наличии разрешения ЦБ, даже если расчеты производились в валюте РФ. (См.: П. 1 Обобщения практики применения нормативных актов ЦБ по вопросам валютного регулирования // Вестник Банка России. 2001. N 31. 16 мая.) В настоящее время возможность проведения зачета по внешнеторговым контрактам существует только для российских резидентов, оказывающих транспортные услуги или занятых в сфере рыбного промысла. В любых иных случаях проведение зачета недопустимо, несмотря на положения ст. 410 ГК РФ. Данный случай является ярким примером того, как нормы частного права не могут применяться, как противоречащие публичному праву.

Резидент за репатриацию в ответе

Согласно ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет согласно п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Однако на практике привлечение резидентов к ответственности по п. 2 или п. 3 ст. 15.25 КоАП РФ порождает массу вопросов. Например , подлежит ли ответственности компания-резидент, если все ее попытки вернуть в РФ ранее уплаченные суммы по неисполненному внешнеторговому контракту не увенчались успехом в силу отказа нерезидента-контрагента от исполнения обязанности по возврату сумм? Подлежит ли юридическое лицо — резидент ответственности за неисполнение обязанности по репатриации выручки, если нерезидент просто не платит за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги?

В таких ситуациях должны применяться подходы, выработанные в правоприменительной практике, в том числе и судебно-арбитражной, в период действия еще прежнего валютного законодательства.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. Согласно п. 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении резидента к ответственности следует разрешить вопрос: были ли приняты им все необходимые разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации выручки на каждой стадии подготовки, заключения, исполнения договора и взыскания задолженности? В частности, при решении вопроса о привлечении его к ответственности за невозврат в РФ сумм, уплаченных по неисполненным импортным контрактам, могут быть приняты во внимание следующие факторы:

  1. На стадии преддоговорной подготовки. Выяснение через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации.
  2. На стадии заключения контракта. Внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).
  3. Применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения обязательств нерезидента по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (оплата после исполнения обязательств нерезидентом, оплата с использованием аккредитива и т.д.).
  4. Разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор.
  5. После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств. Ведение претензионной работы, предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

Таким образом, если резидент, в отношении которого нерезидент не исполняет обязательства по оплате или возврату средств, предпринял все разумные и необходимые меры для исключения ситуации невозможности репатриации выручки (возврата) уплаченных по неисполненному контракту сумм, то его вина в нерепатриации выручки в РФ отсутствует. Следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения как основание для привлечения лица к ответственности Вопрос о достаточности принятых мер решается органом валютного контроля и судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Любопытной является ситуация, когда нерезидент исполняет обязанность по передаче товаров представителю резидента за пределами РФ, а потом товары оказываются утраченными (уничтоженными) в силу форс-мажорных обстоятельств или выбывают из владения резидента (его представителей) в силу действий (актов) компетентных органов иностранного государства (например, реквизиции, конфискации и т.д.), вследствие чего такие товары не могут быть ввезены в РФ. Представляется, что в таком случае вина резидента в невозврате уплаченных сумм отсутствует, равно как и основания для предъявления требований нерезиденту о возврате уплаченных сумм резиденту, поскольку поставщик-нерезидент надлежащим образом исполнил свои обязательства по поставке товаров.