Пока земельный участок находится в собственности муниципального образования, он не подлежит налогообложению в связи с отсутствием плательщика земельного налога. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В арбитражный суд обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениям МО «Зеленоградский район» с исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной ФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Означенное правонарушение, по мнению налогового органа, заключалось в том, что истец не оплачивал земельный налог за участки, которые находились в его ведении. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и отменил решение ФНС о начислении земельного налога. Арбитры отметили, что их решение основано на том, что истец не являлся владельцем спорной земли, а только осуществлял полномочия собственника от имени муниципального образования «Зеленоградский район». Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, куда подала жалобу проигравшая сторона, постановлением от 15.06.2015 N 13АП-9746/2015 по делу N А21-9107/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе. Арбитры указали, что, фактически, спорный земельный участок находится в казне МО «Зеленоградский район» и распоряжалась им Администрация МО «Зеленоградский район». В соответствии с нормами статьи 65 Земельного кодекса РФ , использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен законодательством РФ о налогах и сборах. Так, по нормам статьи 387 Налогового кодекса РФ , земельный налог обязателен к уплате на территориях всех муниципальных образований. В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие земельными участками в соответствии с правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненного наследуемого владения. Юридическими лицами, в соответствии с нормами статьи 48 Гражданского кодекса РФ , являются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Кроме того, все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Однако Гражданский кодекс РФ не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а только распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Так, статьей 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Ко всем субъектам гражданского права в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРПНИ указано как обладающее правом собственности, правом постоянного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Таким образом, если земельные участки принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ либо муниципальным образованиям, то до приобретения этих земельных участков в собственность юридическими или физическими лицами либо до предоставления их на основании права постоянного пользования, в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.

Вопрос: ...Является ли муниципальное образование плательщиком налога на прибыль при продаже муниципального имущества на аукционе в соответствии с Законом от 21.12.2001 n 178-ФЗ, а также при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков? Должны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на прибыль при получении муниципальным образованием доходов от сдачи муниципального имущества в аренду? (Письмо Минфина РФ от 20.02.2006 n 03-03-04/4/34)

Вопрос: Администрация муниципального образования просит разъяснить, является ли муниципальное образование плательщиком налога на прибыль организаций при продаже муниципального имущества на аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков. Должны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на прибыль организаций при получении муниципальным образованием доходов от сдачи муниципального имущества в аренду?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/34
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об уплате налога на прибыль организаций органами местного самоуправления и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальным учреждением не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, - доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, определены в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, включающего, среди прочего, средства бюджетов всех уровней, выделяемые бюджетным учреждениям, по смете доходов и расходов.
В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В целях БК РФ, как это следует из ст. 42, средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме в качестве неналоговых доходов бюджета.
Из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного учреждения от сдачи имущества в аренду и от иной приносящей доход деятельности первоначально направляются на уплату налогов в соответствии с налоговом законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного финансирования.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество) на основании п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду, получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей.
Средства от реализации земли, приватизации и аренды муниципального имущества, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых поступлений и, соответственно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
В случае сдачи в аренду имущества казны и продажи такого имущества объекта обложения налогом на прибыль организаций у администрации муниципального образования не возникает.
Вышеизложенное подтверждается п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.02.2006

Гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н . В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств .

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям и ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями и ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи и НК РФ).

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Местные или муниципальные налоги устанавливаются и действуют на территории конкретного муниципального образования. Поступают такие налоги в муниципальный бюджет, и они обязательны к уплате. Размер налоговых ставок определяют власти муниципального образования в соответствии с НК РФ. Эти же структуры устанавливают сроки и порядок уплаты налогов, а также систему льгот и схему ее применения для налогоплательщиков.

Основные виды муниципальных налогов

В перечне местных налогов приоритетными и общеобязательными являются:
Земельный налог;
Налог на муниципальное имущество;
Земельный налог выплачивают физические лица и организации, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на муниципальной территории.

Налоговая ставка определяется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

0,3% — это минимальная ставка, применяемая для следующих объектов:
Земельные участки с/х назначения,
Земля, занятая жилищным фондом,
Участки, на которых расположено личное подсобное хозяйство.
Остальные объекты облагаются земельным налогом, не превышающим 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер налоговых ставок на имущество устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При их расчете учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объекта налогообложения и способ его использования.

Прочие налоги в бюджет муниципального образования

Помимо земельных участков и муниципального имущества, местному налогообложению подлежат:
реклама;
строительство производственных объектов в курортных зонах;
перепродажа автомобилей и компьютерной техники;
содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы.
Помимо местных налогов, в каждом муниципалитете существует и своя система сборов. Доля средств, поступающих в местные бюджеты, неодинакова, и варьируется от 0,7 до 17%, в зависимости от специфики конкретного района, а также от особенностей формирования местного бюджета.